Эксперт-Сибирь #4 (4) от 21 июля 2003 года
Без идей науки не бывает
Валентин Пармон (Академик, директор Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН.)
Поскольку Институт катализа всегда работал с промышленностью, то произошедшее в начале 90-х годов "отделение Академии наук от государства" и сокращение бюджетного финансирования нас затронули гораздо меньше, чем других. Кстати, и другие институты СО РАН пережили отсутствие бюджетного финансирования прошлых лет достойно. Сегодня по сибирским институтам Академии наук доля бюджетного финансирования составляет лишь около 50%, вторая половина зарабатывается на рынке. Говоря об этом, я имею в виду, конечно, НИИ естественнонаучного и технического профиля.
Если говорить конкретно об институте, которым я руковожу, то в прошлом году из государственного бюджета мы получили только 31% от общего финансирования. Еще более показательным был 1999 год. Тогда государство расщедрилось лишь на 17% от нашего общего бюджета. К слову говоря, тогда мы в полтора раза больше заплатили налогов. К чему я привожу эти данные? Исключительно для того, чтобы сказать - технически наука в состоянии выживать самостоятельно. То есть она может заработать себе на зарплаты, на поддержание текущей деятельности. Но если все сводится только к зарабатыванию денег - то это уже не совсем наука. Наше общество должно понять, что наука не развивается без высоких целей. И это не пустые слова. Нет цели - нет науки, даже если есть рынок и есть успешные коммерческие проекты института.
Поэтому в нашей деятельности важна поддержка и участие государства. Нужны бюджетные деньги, в том числе и как форма, способ признания нашей важности для общества. Открытия, фундаментальные академические исследования невозможно делать, работая только по хозяйственным договорам. В чем была беда тех отраслевых институтов, которые моментально разрушились после того, как их приватизировали? Они оказались за бортом науки и распались из-за ощущения своей ненужности.
Если честно, то у всех нас накопилась за эти годы усталость от коммерции, вернее, от псевдокоммерции. С одной стороны, нас выпихивают на рынок, с другой - заставляют на нем изворачиваться, хитрить. Казалось бы, хотите, чтобы наука набирала рыночный опыт, разрешите ей работать как рыночной компании. Однако ничего подобного - госбюджетным организациям, к которым принадлежат все академические НИИ, бюджетным кодексом запрещено брать кредиты. А какие могут быть сделаны инновационные проекты без кредитов? Если раньше Институт катализа имел возможность получать гранты Фонда технологического развития (причем на свой страх и риск, так как это гранты возвратные), имел возможность выйти на другие каналы финансирования, то сейчас новым законодательством мы связаны по рукам и ногам. Видимо, это и есть господдержка науки, подготовка инновационного прорыва, создание почвы для удвоения ВВП.
Если государству действительно нужно выйти на инновационный путь развития, то не надо загонять всех в жесткие рамки. В рамках поставленной задачи институты должны иметь свободу выбора. И желательно, чтобы задача была сформулирована внятно, чтобы она зажигала своими масштабами, своей значимостью. Остальное мы сделаем: есть опыт, есть понимание места ученого в жизни общества, есть желание работать. Единственное, чего снова не хочется, так это чтобы под видом красивых идей нас загоняли в дикий рынок, выдавая это за невероятное благо для отечественной науки. Наша продукция - идеи, оформленные в научные разработки, полезные образцы, патенты.
Институт катализа, например, в свое время прошел практически все стадии создания инновационных структур внутри себя, начиная с кооперативов и заканчивая малыми и совместными предприятиями. Но сегодня мы пришли к твердому убеждению, что при специфике нашей работы нам выгодней просто продавать лицензии. Прибыль от этого, возможно, не самая большая, но зато мы не будем отвлекаться от главного и возьмем другим, сделав новые разработки.
_________________ Спокойствие, только спокойствие!
И всё же:
Янукович -- мой выбор!
|