НГУ http://forum.nsu.ru/ |
|
Рекомендации преподавателям http://forum.nsu.ru/viewtopic.php?f=26&t=243348 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Нефизик [ Пн мар 23, 2020 4:03 pm ] |
Заголовок сообщения: | Рекомендации преподавателям |
Перевод очного обучения в онлайн-форматы и в спокойное время является дискуссионным и рождает много вопросов у преподавателей, а в условиях экстренной необходимости перехода из очного обучения в онлайн, вызывает множество трудностей. Мы разработали эти рекомендации, чтобы помочь преподавателям перевести, насколько это возможно, текущее обучение в онлайн-форматы. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛОМ Как и для очного обучения, для дистанционного и онлайн-обучения необходимо наличие учебной части или сотрудников, которые бы помогали преподавателям с организационными и техническими вопросами. Во время онлайн-занятий преподавателю с техническими вопросами может помогать кто-то из студентов. Список организационных вопросов, которые нужно продумать преподавателю и сообщить студентам до начала занятий онлайн: расписание занятий; сроки сдачи и проверки заданий; когда преподаватель может быть на связи; какие каналы связи и общения преподавателя со студентами; какие технические средства необходимы для занятий; резервные способы связи и сервисы для проведения занятий онлайн; что делать при пропуске занятия? Предполагается ли запись? где будут размещаться учебные материалы; что делать при пропуске срока сдачи задания. СООТВЕТСТВИЕ ФОРМАТОВ ОЧНОГО И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ При подготовке занятий в онлайн-формате многие преподаватели сталкиваются с тем, что им не хватает привычных и удобных инструментов и форматов взаимодействия со студентами. Преподаватели не видят лиц студентов, не могут отслеживать их реакцию, им трудно подстраивать занятие под текущую аудиторию. Ниже даны варианты онлайн-инструментов, которые, до определенной степени, могут стать альтернативой очным форматам работы. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ Вместо стандартных лекций теоретический материал может быть представлен в виде: вебинаров; записей видеолекций; записей аудиолекций; записей экрана с закадровыми комментариями (screen cast); готовых онлайн-курсов или их фрагментов; презентаций и других текстовых учебных материалов. Качественная подготовка подобных материалов требует времени и серьезной методической переработки. Важно помнить, что очное преподавание и обучение онлайн – это разные форматы, у каждого из которых есть преимущества и недостатки. Строго говоря, экстренное и временное использование онлайн инструментов для обучения не является полноценным переходом на обучение онлайн. Поэтому в режиме дефицита времени, рекомендуем в первую очередь обратить внимание на сутевую часть курса, а не на оформление. Возможно с технической точки зрения первые занятия онлайн пройдут неидеально, потребуют значительно больше времени на подготовку и будут непростыми как для преподавателя, так и для студентов. Однако стоит помнить, что мастерство преподавателя очевидно студентам не только при очном обучении, но и онлайн. Ниже даны рекомендации преподавателям о том, как читать качественные и вдохновляющие видеолекции онлайн. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВИДЕОЛЕКЦИИ Лекционный материал может читаться как во время вебинара, так и быть записан заранее. Структура видеолекции Готовясь к проведению видеолекции вспомните, как вы проводите очные лекции. Скорее всего, вы не просто рассказываете теорию, а иллюстрируете ее примерами, а также общаетесь с аудиторией. В онлайн-формате общение с аудиторией затруднительно, поэтому очень важно поддерживать внимание слушателей за счет смены активностей или смены типа контента. В начале можно показать план занятия, а потом, переходя к очередному разделу, напоминать, где вы находитесь и что будет дальше. Разбавляете теоретические блоки примерами, обращением к опыту аудитории, возможно даже шутками. Технические и организационные вопросы при проведении вебинара Если видеолекция проходит в формате вебинара, то в начале вебинара полезно обсудить технические и организационные вопросы: – как будет проходить занятие: структура занятия, продолжительность, перерывы; – технические вопросы: как пользоваться вебинарным сервисом, резервные средства связи; что делать при технических сбоях; – правила общения: как общаться в чате, как задавать вопросы, «поднять руку», как выйти в эфир, как показать свой экран, как работать в минигруппах, как поделиться файлом. Подготовка презентации Если для вашей предметной области можно использовать презентацию, то скорее всего она у вас уже есть. Если во время лекции вы используете не только презентацию, но и доску, то стоит добавить в презентацию слайды с тем контентом, который вы пишите на доске. При этом сделайте последовательное появление информации на слайдах, сымитируйте ситуацию, что вы пишите на доске и синхронно комментируете написанное. Ряд сервисов для проведения вебинаров позволяют писать поверх слайдов или на пустом листе, однако делать это с помощью указателя «мыши» неудобно. Использование графического планшета Если в вашей предметной области во время лекций вы привыкли активно пользоваться доской, то рекомендуем вам, по возможности, использовать графический планшет. Его можно относительно быстро освоить и проводить занятия в привычном формате. Использование доски Если вы планируете использовать доску, то рекомендуем потренироваться и записать небольшой фрагмент лекции. Обратите внимание на то, чтобы доска не бликовала, чтобы у вас было под рукой чем писать и чем стирать, не заслоняйте собой написанное, не пишите за пределами области, которую захватывает камера, продумывайте, как будете использовать пространство доски, следите, чтобы вас было хорошо слышно. Получение обратной связи и общение со студентами Многим преподавателям трудно дается выступление перед камерой, потому что они не видят отклика от студентов. Это объективное ограничение онлайн-формата на текущем уровне развития технологий. Если вы читаете лекцию в формате вебинара, можно попросить студентов включить их видео, а также быть активными в чате. Однако помните, что просмотр сообщений в чате может отвлекать от чтения лекции, так что рекомендуем попросить одного из студентов модерировать общение в чате и пересылать преподавателю вопросы, которые возникают у студентов. Если вы записываете контент лекции на видео, рекомендуем во время лекции обращаться к виртуальному собеседнику. Задавайте вопросы «на подумать», а после разбирайте типичные ответы, которые дают ваши студенты на очных занятиях. Подготовка к проведению занятия Вне зависимости от того, проводите ли вы занятие в привычной вам аудитории или из дома, проверьте следующие моменты: – внешний вид преподавателя должен быть аналогичен тому, в котором проводятся очные занятия; – фон нейтральный, неотвлекающий; – тихое помещение и хорошая гарнитура – залог хорошего звука. Если вам необходимо выпить воды или откашляться, не забывайте выключать микрофон; – до начала занятия проверьте технические моменты: заряд аккумулятора, связь, видео и звук, установлены ли необходимые программы, загружены ли файлы и материалы, работает ли запасной канал для проведения занятия, закрыты ли лишние окна на рабочем столе, есть ли под рукой вода; – во время занятия помните, что у студентов может быть неустойчивое интернет-соединение, поэтому в случае вебинара не забудьте включить запись. ПЕРЕВОД ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОНЛАЙН Как уже отмечалось выше, очное и онлайн-обучение, это разные форматы, и организовать онлайн-обучение совершенно аналогично тому, как организовано очное обучение не получится – необходимо адаптировать контент под онлайн-формат. Перевод практических занятий в онлайн-формат зачастую может быть затруднителен, дорогостоящ или невозможен. Тем не менее для ряда учебных дисциплин можно организовать семинарские или даже практические занятия в онлайн-формате. Для этого можно использовать следующие решения: Семинарские занятия могут быть заменены вебинарами. В этом случае необходимо подробно изучить возможности вебинарных платформ или сервисов для видеосвязи. В ходе занятия будут полезны следующие функции: – загрузка презентаций; – видео – снимать не только преподавателя, но и то, что он пишет на доске или демонстрирует во время занятия; – демонстрация экрана – в курсах IT или около IT тематики: программирование, работа с различными базами данных или программным обеспечением; – «белая доска» – с помощью графического планшета эту функцию можно превратить в аналог обычной доски; – отправка файлов – обмен преподавателя и студентов заданиями и готовыми работами; – чат с возможностью назначать модератора; – управление микрофонами и видеокамерами участников – полезная функция для отключения звука и видео у тех участников, которые забыли это сделать; – разбиение присутствующих на небольшие группы – позволяет организовать групповую работу аналогично тому, как в очном обучении студенты собираются за одним столом, а преподаватель подходит к каждому столу и включается в обсуждение; – опросы и тесты – позволяет быстро получить ответ на заданный вопрос; – «поднять руку» – эта функция позволяет преподавателю, не читая чат, увидеть, что кто-то из студентов хочет высказаться; – запись занятия – необходимая функция, в первую очередь на случай неполадок со связью у кого-то из студентов. Демонстрации (опыты, артефакты, приемы работы руками, и т.п.) могут быть заменены профессионально отснятым контентом. Если такого контента нет, то в ряде случаев съемку можно произвести подручными средствами, однако в этом случае качество итоговых учебных материалов может оказаться невысоким. КОНТРОЛЬ ЗУНов, ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В условиях экстренного перевода очных занятий в онлайн-формат наиболее очевидными способами проверки знаний могут оказаться проверка преподавателем отправленных студентами заданий по электронной почте или использование файлообменников. Однако заметим, что обычно для отслеживания учебного прогресса и организации всего обучения онлайн используются различные системы дистанционного обучения (СДО). В случае, если вы не можете воспользоваться одной из многочисленных СДО, рекомендуем вам организовать аналог электронного журнала, где, кроме прочего, будут храниться ссылки на все домашние работы и задания, которые выполнили студенты. Также полезно выделить отдельное место (папку) на файлообменнике, где будут храниться учебные пособия и задания для студентов. Для проверки знаний могут быть использованы не только задания, которые проверяются вручную, но и тестовые задания, проверяемые автоматически. Ниже приведен список основных типов инструментов, которые могут быть полезны для контроля успеваемости обучающихся: системы дистанционного образования – помогают организовать учебный процесс и отслеживать прогресс каждого студента; файлообменники – могут быть использованы для размещения учебных материалов, заданий и выполненных работ; сервисы онлайн-документов - позволяют организовать совместную работу над учебными проектами; сервисы по созданию тестов – полезны при разработке тестовых заданий; сервисы прокторинга – помогают отслеживать честность сдачи онлайн-экзаменов. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОНЛАЙН Одним из немаловажных факторов, которого зачастую не хватает обучающимся онлайн, является возможность общения с одногруппниками. Это общение может быть организовано стихийно, самими студентами, а может быть инициировано преподавателем. Ниже даны основные типа инструментов, которые могут помочь в организации подобного общения: чаты в мессенджерах – могут быть использованы для общения преподавателя со студентами группы; чаты во время вебинаров – требуют помощи в модерации, позволяют преподавателю видеть вопросы студентов; сервисы для проведения опросов, в том числе встроенные в вебинарные платформы – позволяют быстро опросить студентов во время занятия, устроить голосование, собрать со студентов ответы на задачу; общие папки в файлообменниках и общие онлайн-документы - позволяют вести совместную работу и обсуждать учебные материалы и проекты. В любом случае важно помнить, что при обучении онлайн необходимо выделять во время занятий и за их пределами время на организацию и поддержание общения студентов между собой. Вот несколько примеров того, как это может быть сделано преподавателем: во время занятия (вебинара) выделяется время на вопросы от обучающихся. Например, после каждого теоретического блока может быть выделено время для его обсуждения; преподаватель может создать чат со студентами группы, где рассказано про правила общения в группе и обозначено время, когда он готов отвечать на вопросы студентов. Кроме того, в этом чате преподаватель может размещать задания повышенной трудности, провоцировать дискуссии по неоднозначным вопросам по материалам курса; проверка домашних работ может производиться по расписанию, а обсуждение этих работ может вестись в формате комментирования онлайн-документов или по электронной почте; преподаватель может назначить время для онлайн-консультации, где каждый студент получит возможность задать свой вопрос. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хотим еще раз отметить, что даже в спокойных условиях переход к онлайн-обучению – это большая работа и долгий процесс. Необходимость экстренно перевести обучение в онлайн – это своего рода проверка на прочность преподавателей и всего процесса организации обучения в ВУЗе. В этой ситуации важно помнить, что форматы онлайн обучения призваны не вытеснить очное обучение, но дополнить и расширить его возможности. И если в текущих условиях опыт использования перечисленных выше инструментов и подходов окажется неудачным и чрезмерно трудоемким, то стоит учитывать, что большой вклад в подобную неудачу вносят факторы недостатка времени, ресурсов и, возможно, опыта преподавания онлайн, а не недостатки самого формата онлайн-образования. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 7 часов |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |