НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Ср мар 20, 2019 9:47 am

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 317 ]  На страницу Пред.  1 ... 18, 19, 20, 21, 22  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Пн окт 15, 2018 9:20 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Забыл назначить докладчиков по Бердяеву и Ортеге-и-Гассету в группе, у которой занятие в Субботу в 12-40.
Желающие взять доклады свяжитесь со мной.
По Ортеге пожелание: максимально ясно сфокусировать позицию автора так, чтобы у аудитории возникли критические замечания. (В тексте содержится явное противоречие.)
По Бердяеву: безотносительно того - вызывает автор симпатию или отвращение - надо передать его пафос и интонации (здесь не лишними будут цитаты из источника).

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЕЩЕ ОДНО ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Пн окт 15, 2018 9:28 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Самостоятельной по Дюркгейму не будет.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн окт 22, 2018 3:07 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
К семинару читать:

1. Ницше Ф. " По ту сторону добра и зла" - Отдел пятый "К естественной истории морали" и Отдел Девятый "Что аристократично?", разделы 257-269 и 287.
http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html

2. Кузьмина Т. А. Анри Бергсон.
https://yadi.sk/i/SBMmy3EvrELb2

3. Гайденко П. П. Бергсон. БСЭ.
https://yadi.sk/i/s9WgQmW4rELZL

ВОПРОСЫ к обсуждению:

НИЦШЕ:

1. Внешняя и внутренняя иерархия.

2. В чем проявлялась порча нравов французской аристократии накануне Французской революции?

3. Черты морали господ.

4. Черты морали рабов.

БЕРГСОН:

1. Критика Бергсоном естественно-научного детерминизма.

2. Взаимосвязь рассматриваемой предметной реальности и интуитивного подхода.

3. Критика естественно-научного подхода.

4. Отличие описательного подхода от естественно-научного объяснения.

5. Трактовка социального; открытая и закрытая мораль.

6. Причины элитаристской направленности философии Бергмона.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

1. Ницше - "По ту сторону добра и зла" - Отдел третий "Сущность религиозности".

2. Вересаев В. В. Живая жизнь. - https://yadi.sk/d/5LeGF09k3P49Fu


И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн окт 29, 2018 12:37 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Выкладываю материалы к следующему занятию:

1. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.
Стр. 214 - 224 - до раздела "II. Типы мировоззрения в религии, поэзии и литературе".

https://yadi.sk/i/XtcBMPMSjz5QW

2. Зинченко Ю. Г. Ценностная проблематика в иррационалистической философии. (Акцент на части статьи - до Фрейда включительно.)

https://yadi.sk/i/qXosPMDOjz5U4

ВОПРОСЫ к обсуждению:

ДИЛЬТЕЙ:

1. Что такое жизнь?

2. Что такое жизненный опыт и объективация?

3. Какие факторы определяют эмпирическую картину исследуемой реальности?

4. Что такое отношение к жизни?

5. Структура мировоззрения и последовательность его формирования.
Что такое смысл в структуре мировоззрения?

ЗИНЧЕНКО:

1. Отличие нового подхода (иррационалистического) к рассмотрению личности от предшествующего.

2. Трактовка духовной реальности Дильтеем, Ницше, Фрейдом.

3. Трактовка ценности Дильтеем и Ницше.

4. Подход к рассмотрению явлений "внешнего мира" Фрейдом.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДЛЯ ДОКЛАДА
СообщениеДобавлено: Пн окт 29, 2018 12:42 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ДОКЛАДА выкладываю текст книги И. И. Виноградова "Искусство. Истина. Реализм" -

https://docviewer.yandex.ru/view/135570 ... YzfQ%3D%3D

Глава "Реальные судьбы идей".

ДОКЛАД - для групп, у которых занятия в СУББОТУ - ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЕ, 10-го НОЯБРЯ.


Структура текста:

Самая существенная часть – на стр. 10– 44.

– Проблема – в формулировке Станислава Лема: Есть ли причинная связь между фашизмом и ницшеанством. – На стр. 10
– обоснование отсутствия этой связи:
1) Не Гитлер и Ницше придумали жестокости деспотии и геноцида
2) Философ, а не чернь и люмпены могут судить автономную мысль философа.
Сюда можно перенести аргументы в оправдание Ницше, которые приводит Томас Манн – из раздела «Нет никакого ницшеанства!» (который ближе к концу текста).

"Кто же прав?"

– Полемика вокруг Лифшица:
– Позиция Лифшица: тезис о наличии связи всего модернизма в целом со становлением фашизма;
– Возражение Померанца: ...
– Вывод: Имеет ли сфера идей и образов отношение к общественной жизни?

"Сказка о свече и погребе"

– Против тезиса об отделенности друг от друга мира идей и мира политики:
– политики сами настойчиво продвигают нужные идеи, нужный дух – важность активной идеологической работы и ее содержание :
ФИЛОСОФСКИЕ идеи модернизма – …...

– Возражение: но это все действие вульгарной фашистской пропаганды на вульгарные массы! (Это лишь хамское истолкование идей модернизма фашистами.)
Ответ: Хорошо, посмотрим, что происходило в «утонченном мире умозрений»…

"К вопросу о черни и тысячелетней истории тирании"

– К мифу о «лавочниках»: характеристика действительного социального состава фашистского движения (роль студенчества и университетов).

– Возражение: турки, резали армян, не читая Ницше, и переход к новому аспекту.
– Ответ: Фашизм связан не с иррационализмом вообще, а со СПЕЦИФИЧЕСКИМ иррационализмом XX века.

"При чем или не причем интуиция Бергсона?"

ВОПРОС: Сыграло ли роль в приходе нацистов к власти то реальное соотношение социальных сил, которое существовало в Германии? (Какую роль сыграло распространение модернизма и, в частности, философии Ницше на возможность сопротивления фашизму образованной публики?)
– Место и роль германской интеллигенции 20–30-х гг.:
– ее политические симпатии.
Откуда замороченность и затмение умов у этой интеллигенции?
Ответ: Повальное увлечение иррационалистической новейшей философией и художественным модернизмом в формировании той идейной атмосферы, которая была благоприятна для восприятия и принятия идеологии и практики нацизма.
– новые Идеи и Ценности модернизма – …..
– как связаны модернистский вирус «дерзкого неразумия» и ПРАКТИЧЕСКОЕ фашистское движение - …

"Нет никакого ницшеанства!"

Вопрос-возражение: Но есть ли цельная философская система Ницше, или в ней есть только «акценты»?
– Томас Манн о Ницше:
– 1) об отделении его от толпы; об эстетизме в первую очередь – Это можно вынести в начало как аргумент в защиту Ницше.
2) о цельности его философии
3) о «центральном ядре ницшеанства» и о его «смертельных врагах» (сознании, науке и морали).

//Этот раздел – он составляет 8 страниц – поджать.//

"Реальные судьбы идей"

– Тезис-возражение: Эстетический идеал Ницше неотделим от аристократизма и элитарной возвышенности духа.
– Опровержение: …..
Ужать этот раздел до короткого опровержения этого тезиса.

"Некоторые выводы"

Этот раздел можно опустить.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт ноя 06, 2018 10:54 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ:

Выкладываю материалы, которые иллюстрируют то, как идеи философского иррационализма работают в сфере ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.
Шпенглер О. Фрагменты работы "Закат Европы". - https://yadi.sk/i/GjqrVBmHyAWQg
(Одна из самых модных книг в истории философии.)

Читать все кроме -
"Культура как осуществление своей души", "Определение
"цивилизации"" [читать только первые два абзаца]; "Характеристики
арабской магической души"; "Характеристики индийской
души".

Подготовиться к обсуждению вопросов:

1. Отношение Шпенглера к идее всемирной истории.

2. Жизненный цикл культур.

3. Соотношение культуры и цивилизации.

4. Культура как особая реальность и культурный символизм как то, через что культура "схватывается", прочувствуется.

5. Понятие стиля (габитуса) культуры.

Особенное внимание уделить двум следующим вопросам:

1. Главный прасимвол античной (аполлоновской) и западноевропейской (фаустовской) души; связь, коннотации (смысловые связи) прасимвола с "физиогномическими" (внешними, символическими) проявлениями, "овеществлениями" античной и западноевропейской души.

2. Собрать максимальный перечень оппозиций (противоположностей) в которых находятся проявления античной и западноевропейской души. Например: в восприятии времени, пространства, бога (богов), музыки, человеческого тела, города, геометрии и т. д.

Необходимо наработать обзоры соответствующих связей, соответствий, противоположностей по максимально широкому перечню пунктов. И одновременно дать им максимально целостное истолкование с точки зрения главных символов.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Иконникова С. Н. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры -

https://yadi.sk/i/VkH9aZN633wTYx

ПО ДОКЛАДАМ:

Доклад по Виноградову должен быть обстоятельным, примерно на 30-40 минут.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт ноя 13, 2018 1:25 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Читать к занятию -

1. П.П. Гайденко "Исходные принципы социологической теории М. Вебера" (из книги - Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991). Стр. 28-44. -

https://yadi.sk/i/cGig53_rkBcon

Вопросы к обсуждению:

1). В чем суть компромиссного подхода М. Вебера?
2). Философы, оказавшие влияние на Вебера. Отношение его к Марксу.
3). Два способа различения естественных и социально-гуманитарных наук. Интуитивистское деление на "науки о природе" и "науки о духе".
4). В чем Вебер солидарен с интуитивизмом и в чем расходится с ним? Его отношение к психоанализу.
5). Неокантианское деление на "науки о природе" и "науки о культуре". В чем суть неокантианского подхода, представленного Г. Риккертом, и в чем его преемственность с подходом Канта?
6). Сходство позиций Вебера и Риккерта. Процедура отнесения к ценности, двоякое ее значение - с точки зрения ее связи с онтологией и гносеологией (как она обеспечивает общезначимость научных утверждений).
7). По каким пунктам расходятся Вебер и Риккерт в трактовке ценностей.


И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс ноя 18, 2018 7:38 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ -

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

- Внеэмпирический источник идеальной типической конструкции.
- Идеально-типическая конструкция как логическое средство познания действительности.
- Идеально-типическая конструкция как средство исследования своеобразия социально-исторических процессов и явлений.
- Характер реальности, исследуемой при помощи ИТК.
- Общенаучные различия классифицирующих и типологизирующих понятий: по способу упорядочивания действительности и по формальным признакам.
- Что является исходной "клеточкой" социологического исследования по Веберу?
- "Наиболее понятное действие" как идеальная конструкция.

Читать:

I. П. П. Гайденко, стр. 44-61. (Высылал ранее.)

II. Раздел "Типологические понятия как орудия научного исследования" (из книги Марии Оссовской "Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали". М. 1987).
https://yadi.sk/d/tNQVdMhUzeJnS

III. Энц. статья "Идеальный тип" -
https://yadi.sk/i/yYSI4iMuzeKtW

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

I. Фрагмент из текста моего курса "- Компромиссный подход. Лекция вторая" -
https://yadi.sk/i/SGYT0pJppHxe-g

II. Оссовская М. "Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали";
часть книги "Буржуазная мораль" - Глава VI. Пуританские секты и буржуазная этика в развитии капитализма нового времени. 2. Роль религиозного фактора в формировании этоса буржуа Нового времени. а) Взгляды М. Вебера. - посвящена анализу работы и подхода Макса Вебера.

https://yadi.sk/i/LCzPvf9HkQXCv

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн ноя 26, 2018 2:29 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
I. Читать к занятию -

Фрагмент работы Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" -
https://yadi.sk/i/OToHn6MJkfRoN

Вопросы к обсуждению:

1). Проблема определения "духа капитализма".
2). Основные характеристики «духа капитализма» Вебером, в той последовательности, как они вводятся в его работе.
3). Аргументы Вебера против марксистской ("историко-материалистической") трактовки роли общественного сознания в формировании капитализма.
4). Чем отличается авантюристический дух наживы от «духа капитализма»?
5). Что такое "этос" по Веберу.
6). С чем сталкивается дух капитализма в начале своего становления?
7). Значение пуританской этики для развития капитализма.

II. ДЛЯ ДОКЛАДА -

Забаев И. В. "Протестантская этика и дух капитализма": "критики" веберовский гипотезы 30-60-х гг. XX столетия.
https://yadi.sk/i/hduHDR_p3Q6QcF

Этапы и аспекты критики представлены хорошо самим автором. Единственное - занимающую у него большое место версию "эразминианства" представить очень коротко или вообще не излагать.

P. S. !!!!!

Я забыл дать доклад в группах, у которых занятие в Субботу, 16-20.

Предлагаю взять этот доклад Ивану Долгих или Константину Трусову.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб дек 01, 2018 10:50 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Высылаю (в Приложении) Ведомость, для тех, у кого занятие в Субботу, в 12-40.

И. В.


Вложения:
ВЕДОМОСТЬ-2018-Сб.-12-40.jpg
ВЕДОМОСТЬ-2018-Сб.-12-40.jpg [ 369.25 КБ | Просмотров: 1388 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2018 3:02 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
I. Читать к занятию:

1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/A_g2neSNkd9ah

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу? [В особенности, в чем состоит и как проявляется отчуждение человека а) от создаваемых благ и б) от его родовой сущности]
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Суть материалистического понимания истории.

3. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. (М.: 1981). Стр. 122 - 128.

https://yadi.sk/i/9hEZ0S06kd9Cj

- Сведение индивидного к социальному, индивидные действия и коллективная деятельность;
- Разделение труда и выделение групп (классов) по их экономическому положению в обществе;
- Идеология как выражение классовых интересов и "литературные представители класса".

И. В.
igbor@ngs.ru 8-961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2018 2:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Те, кто не смог приехать на самостоятельную 1-го, могут скоординироваться и связаться со мной (igbor@ngs.ru 961-227-63-83). Подберем время и проведем самостоятельную "селекторным" способом: в назначенное время и вышлю вопросы и буду ждать ответы на почтовый ящик в течение 45 минут.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2018 2:22 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
I. Читать:

1. Мою статью «В ожидании большой идеологии» (До раздела - "Идеология на заказ".) -
https://yadi.sk/i/S0Nx-u0lm3R5M

В первую очередь обратить на те места, где говорится
– о наиболее полной реализации идеологии в качестве «большой идеологии» (максимально полно характеризующей всю «надстройку»);
– о значении организационного ядра идеологии (выражающего ее коллективную природу).

2. Мою статью «Идеологическая топика иррационалистической философии конца XIX – середины XX века» - https://yadi.sk/i/d930OK9Mvgf7h

Читать стр. 8-14.

Содержание близко тем характеристикам идеологии, что были озвучены на лекции.

- Идеология в узком смысле: конфликтная и коллективная ее природа.
- Двухуровневое строение идеологии: доктрины и организация массового движения.
- Условия максимально полного определения (раскрытия содержания) идеологии.
- Два типа коллективных субъектов в рамках полного определения идеологии.
- Локализация организационных и доктринальных элементов идеологии в рамках ее полного определения и формы, в которых они представлены.
- Содержание (проблематика) организационного ядра идеологии.
- Содержание (проблематика) доктринального пояса идеологии. (Придумать самим.)

3. Георгий Маев. Грамши о гегемонии. – https://yadi.sk/i/sT1BVjhjq8efE

– Причины, побудившие Грамши обратиться к тематике гражданского общества и гегемонии;
– Сходство позиции Грамши с позицией Маркса-Энгельса.
– Отличие позиции Грамши от позиции Маркса-Энгельса.
– В чем состоит преемственность подхода Грамши с идеями Ленина.
– Содержание и методологическое значение (на решение каких исследовательских задач нацелено) понятия "исторического блока" Грамши.
– Все элементы общественного устройства и их структурирование в схематике Грамши.

II. ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ -
Статья А. Н. Тарасова "Суперэтатизм и социализм" - http://saint-juste.narod.ru/se.htm

Основные смысловые блоки:

- Соотношение "реального социализма" с социализмом и капитализмом;
- Общий подход к характеристике общественно-экономического строя (два основных признака для его типизации);
- Общая характеристика суперэтатизма (этатизма) и его исторические примеры;
- Достоинства суперэтатизма по сравнению с капитализмом;
- Суперэтатизм и бюрократия;
- Пролетарская революция и неудача построения социализма; причины этого;
- Действительные предпосылки для построения коммунизма (роль знания, автоматизации и компьютеризации производства, мировой интеграции, новой категории трудящихся);
- Препятствия на пути развития нового общества.

Доклад должен быть подготовлен к последним семинарам - 21 и 22 декабря.


И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Чт дек 13, 2018 10:23 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
Вопросы к самостоятельной по Веберу:

1. Соответствие веберовской исследовательской методологии типу исследуемой реальности:

А) Характер реальности и процедура отнесения к ценности.

Б) Характер реальности и идеально-типическая конструкция (ИТК).

2. ИТК как логическое средство исследования социально-исторических процессов и явлений.

3. Отличие типологизирующих понятий от классифицирующих по формальным признакам.

Первый вопрос изменен по сравнению с прошлой контрольной (в аудитории). Он будет оцениваться отдельно.

Сейчас 22-23. Работы прислать на мой почтовый ящик не позднее 23-10.

И. В. igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: + 10 минут
СообщениеДобавлено: Чт дек 13, 2018 11:12 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 478
Откуда: борисов игорь
+ 10 минут.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 317 ]  На страницу Пред.  1 ... 18, 19, 20, 21, 22  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB