НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Вт ноя 29, 2022 5:40 pm

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 279 ]  На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн сен 12, 2022 12:45 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы для Докладов по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/T2s4djrivAXup - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса (в частности, почему Экклезиаст в раннехристианскую эпоху имел репутацию "философа"); на этимологическую характеристику языковых средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник не "хронологически", а по тем тематическим блокам, которые присутствуют в поэме (выделить сначала блоки, а потом подобрать к ним цитаты и разъяснения).

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства (отношение Франка к гуманизму) - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

ключевые вопросы в тексте В. Франкла:

Феномен экзистенциального вакуума и его причины - Трактовка Франклом стремления к смыслу как специфической мотивации, свойственной человеку. - Отношение Франкла к статусу потребности в смысле в рамках концепции Маслоу ("пирамиды потребностей"). - Что такое самотрансценденция? - Соотношение смысла, счастья и наслаждения. Оценка наркомании и сексуальной зависимости (в контексте экзистенциальной фрустрации). Взаимосвязь сексуальности, любви и личностного начала. - Феномен интенциональности (соотношение агрессии и ненависти). Отношение Франкла к попыткам канализации и "сублимирования" агрессии. - Отношение к морализированию (в вопросах смысла жизни) и к морали. Что такое онтологизация морали? - Отличие нахождения смысла от восприятия гештальта. - Функция совести. - Проблема поиска смысла человечеством: проблемы и задачи, в которых может реализоваться этот поиск.

III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (они будут обсуждаться на семинарах и по ним будет писаться самостоятельная работа):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума, мудрости, философии в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-961-227-63-83


Последний раз редактировалось borrissoff Ср сен 28, 2022 12:46 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Ср сен 28, 2022 12:43 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
I. Выкладываю папку с материалами по Теме 2 - Платон-Аристотель:
https://yadi.sk/d/kgTE1_o7vLUND

1) Книга седьмая из "Государства" Платона - ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ДОКЛАД по нему (есть онлайн-источник - https://classics.nsu.ru/bibliotheca/plato01/gos07.htm)

2) Она же, сокращенная, для всех остальных (ПО ЖЕЛАНИЮ)

3) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ - Асмус В. Ф. Античная философия. Глава IV. Платон. §2. Учение Платона об «идеях» («видах») и §3. Теория познания Платона. С. 184-210 (по внутренней разметке - справа-вверху)
Есть хороший онлайновый источник с работающим Оглавлением (опция "Содержание", слева-вверху) - https://www.litmir.me/br/?b=128551

Вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

1. Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;
2. Наивысшая идея по Платону;
3. Телеологический характер философии Платона;
4.Онтологическая картина мира;
5.Соответствие видов познания видам бытия;
6.Что такое диалектика?
7.Религиозные источники платоновском трактовки души;
8.Классификация видов познания;
9.Статус математических объектов.


4) Отдельно выкладываю ссылку на статью Кошеленко Г. А. "Древнегреческий полис" ДЛЯ ДОКЛАДА.
В конце статьи - два последних абзаца - указаны основные смысловые пункты, можно использовать в качестве плана.
https://disk.yandex.ru/i/D_nPi0VhlrBwdA


II. Пояснения для докладчиков по 7 книге "Государства" Платона:

Ниже - разбивка тематического содержания 7 книги, как она дана в самом тексте (в том варианте, который я выслал; она обозначена там вставками в квадратных скобках по центру страницы). Тематическая структура может быть выражена так - пунктами и подпунктами:

1.Символ пещеры.

2. Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) и
роль этого искусства в управлении государством.

2.1. Разделы наук, направленных на познание чистого бытия.

2.1.1.Счет и число как один из разделов познания чистого бытия.

2.1.1.1. Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия.

2.1.1.2. Созерцание тождественного

2.1.1.3. Обращение души от становления к истинному бытию. Искусство счета

2.1.2. Геометрия

2.1.3. Астрономия

2.1.4. Музыка

2.2. Диалектический метод

2.2.1. Определение диалектики

3. Еще об отборе правителей и их воспитании

3.1.Возрастная градация воспитания

3.2. Справедливость воспитывается в человеке с детства

Основной ключ к 7 книге "Государства" (он связан с политической проблематикой всего этого диалога Платона) - это рассмотрение не только самого содержания познания ("эйдосов" (идей), видов познания, диалектики), но и того, как это связано с управлением государства и подготовкой управленческих кадров:

Символ пещеры - как введение в тему истинного познания, нацеленного не на материю и становление, а на бытие (идеи) - Искусство обращения к созерцанию идей и науки, способствующие этому обращению - Отбор человеческого материала и формирование политических мужей по стадиям.

P. S. Вот ссылка на энц. статью о диалоге "Государство"-
http://iph.ras.ru/elib/0829.html
Может быть полезна.
Рекомендую также посмотреть справочный материал по теме - диалектика.

III. Принести самостоятельную работу: ответы по 4 вопросам (см. в конце предыдущего задания) по трем авторам (Экклезиаст, Франк, Франкл). Объем работы - лист А4.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вт окт 11, 2022 9:10 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
Материалы по Теме "Аристотель":

I. ДЛЯ ДОКЛАДА:
Аристотель. Метафизика. Книга первая. Главы первая и вторая. стр. - 23-26. (Номера страниц, как они указаны при просмотре на интерфейсе Яндекс-диска - внизу картинки. По разметке в самой книге - стр. 19-22.)
Ссылка на яндекс-диск - https://yadi.sk/i/-NfKkWXqbfhQy


Текст посвящен природе познания. Надо последовательно (как в работе Аристотеля) раскрыть содержание таких его сторон как чувства, опыт, знание, искусство (ремесло), мудрость, наука. Здесь же (глава 2) Аристотель в общем виде характеризует философию.

II. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

учебник В. Ф. Асмуса, раздел, посвященный Аристотелю: параграфы "Критика учения Платона об "идеях" у Аристотеля", "Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием". Стр. 66 - 71.
Ссылка для онлайн чтения (есть опция "Содержание", слева вверху) -
https://www.litmir.me/br/?b=128551


Вопросы к тексту:

- Общее с Платоном в трактовке знания и понятий;

- Основное отличие Аристотеля от Платона в трактовке понятий (идей);

- Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона;

- Что есть субстанция?

- Форма и материя, действительность и возможность; соотношение этих категорий применительно к субстанции на конкретном примере;

- 4 рода причин;

- Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем.


И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Ср окт 12, 2022 1:01 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
Выкладываю ссылки и материалы к занятиям по Теме "Наука в Новое время. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт":

I. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:
1) Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-272 и 277-283 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322.
https://disk.yandex.ru/i/BWVe6nzJ3tl5eg

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

1. Роль философии, ее самоопределение в изменившихся исторических условиях (в эпоху Возрождения и Нового времени).
2. Общемировоззренческое значение открытий Коперника, Кеплера, Ньютона.
3.Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье).
4. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -)
5. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -).
6. Три основных метода научного исследования (- / -).

2) Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" - https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM

3) Фрагмент работы Фрэнсиса Бэкона - Великое восстановление наук. Новый Органон. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА.
- https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJ

Сысловая структура текста:

С I по XXXVII афоризмы - тема идей:
идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом).
С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов.
С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы):
вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/
C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]:
основные принципы новой науки; критерий полезности.
Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике:
виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика.


II. ДЛЯ ДОКЛАДОВ:

По Галилею -

1) Статья о Галилее в Википедии. Содержит сведения о конфликте с церковью, открытиях и изобретениях.
2) Зубов В. П. Статья «Галилей и борьба за новую систему мира». Интерес представляет фрагмент, посвященный трактату Галилея «Диалог о двух величайших системах мира», стр. 14 (со второго абзаца) – до стр. 16.
https://disk.yandex.ru/i/wF7iA7onwMQsag
3) Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. 3 Глава. Новая механика. С 65 страницы (по разметке, как она кликается внизу страницы). О Галилее – стр. 74 – 106. Наиболее важный фрагмент, также посвященный «Диалогу …» - стр. 86 – 93.
Ссылка на главу – https://www.rulit.me/books/nauchnaya-re ... section_17
4) Спасский Б. И. История физики. Том 1. Часть 1. Раздел «Галилей» – стр. 90 – 98. Это пока самый полезный источник.
Ссылка на него - https://disk.yandex.ru/i/IS9t1oSuZmI7Xg
Кроме раздела, посвященного Галилею, интерес представляет фрагмент, посвященный Аристотелю – стр. 52, 1-й абзац снизу – до стр 56, до 1-го абзаца снизу.
А также фрагмент, посвященный периоду схоластики, предшествовавшему началу научной революции – стр 78, 1-й абзац снизу – до стр. 82, до 2-го абзаца снизу.
(Ссылка на интернет-страницу, где собраны все четыре части (и другие учебники по истории физики) – http://osnovanija.narod.ru/history.html)
5) Григорьян А. Т., Френк А. М. Механика и физика (XVII век). Фрагмент - стр. 1 - 6. Здесь в общем виде описывается переход к механике Нового времени: от механики как техники к механике как науке; отказ от "двойной физики" (Небесной и Земной); сведение физики к механике; математизация науки и опора на эмпирический опыт.
https://disk.yandex.ru/i/iSPsHG6-Z-PUGQ
6) 6) Два коротких видео с информацией вкратце -
об Аристотеле - https://www.youtube.com/watch?v=THaWVn8SAeM
о Галилее - https://www.youtube.com/watch?v=q-_Tlkg5bNI
7) https://hpmns.gitbook.io/notes/lectures/l3
Хорошо описаны суть движения по Аристотелю
и его представления о Космосе в первой лекции. В третьей лекции описываются основные принципы естествознания (может пригодиться для характеристики противоположности между Галилеем и Аристотелем).
8) https://fil.wikireading.ru/71039
Также о движении по Аристотелю и о противоречии аристотелевской физики с законами Ньютона.
9) https://www.rulit.me/books/istoriya-nov ... 18-25.html
Об импетусе и тенденции к покою.
10) https://vuzlit.com/1522672/metafizika_aristotelya
Актуализация и категории. Поможет в понимании терминов.

Я не смог найти в сети работу – Григорьян А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных физических понятий. (М.: АН СССР, 1962). Может, у вас получится.
I



Общая структура доклада:

1)Защита Галилеем гелиоцентрической системы и, соответственно, антитеза «двойной физике» Аристотеля (Земли и Небес).
2) Разработка основ классической механики – учение о механическом движении, закон инерции, принцип относительности, принцип независимости действия сил – и, опять же, в чем эта механика противоположна аристотелевской «динамике». По-видимому, здесь важно прежде всего различие в трактовке сил (и импетусов), равномерного и ускоренного движения, пространства и т. п. Здесь вам должно быть виднее, чем мне. Если возможно – выстроить изложение элементов механики по степени важности.
3) Идея экспериментального метода Галилея: его новизна и отличие от подходов Аристотеля и аристотеликов; основные его части (в современной трактовке и как они обозначены у Галилея).

Подобрать примеры и цитаты из «Диалога …» и других работ Галилея.

За особо качественно выполненные доклады будет выставлена ДВОЙНАЯ оценка.


По Декарту -
"Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно);
http://psylib.org.ua/books/dekar01/

- Части 1-3 (акцент на частях 1-2).
Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко.

Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога.


И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Сб окт 29, 2022 8:12 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
Повторить по Канту то, что рассказывал Дмитрий Анатольевич. На занятии слушаем доклад по Дэвиду Юму, обсуждаем Канта.

ДЛЯ ДОКЛАДА ПО Д. ЮМУ:
Доклад короткий - на 7 минут -
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика. Раздел - Эмпирицистская критика. Представление о причинности.

Ссылка - https://www.litmir.me/br/?b=130452&p=1

здесь кликается слева-вверху "Содержание" с Оглавлением, стр. 105-107


Главный содержательный пункт доклада - критика Юмом идеи причинности.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Вопросы к Самостоятельной
СообщениеДобавлено: Сб ноя 05, 2022 12:19 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
Прошу прощения - я решил немного изменить вопросы: приблизить их к докладам, которые все слушали на занятиях (добавил вопросы по Галилею и Юму) и вывести два сложных вопроса в категорию "для желающих". Если кто из тех, у кого занятие во Вторник, уже написал работу, приносите в сделанном виде.

1. Элементы платоновской картины мира и познавательные способности.
2. Способы познания по Аристотелю.
3. Отличие платоновских идей от субстанций Аристотеля. – ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ.
4. Виды идолов познания по Бэкону.
5. Механическая картина мира Галилея, ее отличие от аристотелевской картины.
6. Тезис Декарта «Мыслю, следовательно, существую» и его значение для формирования Субъект-Объектной научной парадигмы. – ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ.
7. Методы познания, обсуждаемые в новоевропейской философии.
8. Критика Юмом идеи причинности.
9. Коперниковский переворот Канта.
10. Как соотносится позиция Канта с направлениями эмпиризма и рационализма?

И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Сб ноя 05, 2022 12:29 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
Выкладываю к следующему занятию материалы для ДОКЛАДОВ:

1. Понятия "логического эмпиризма" и "логического атомизма".

Раскрыть сочетание в рамках неопозитивизма эмпиризма и логицизма и показать связь этого направления с открытиями в сфере математической логики, совершенными в начале XX века.

- Логический позитивизм. Энц. статья.
https://yadi.sk/i/j-Ntmw6IjzC6i

В этом источнике содержится характеристика "логического эмпиризма".

- Логический атомизм. Энц. статья.
https://yadi.sk/i/9bIuO-WyjzBza

В этом источнике наибольший интерес представляют 4 пункта, характеризующие "логически совершенный язык", особенно пункт 2-й (формальная и функциональная характеристика истинности сложного предложения"; можно проиллюстрировать на примере импликации и других сложных форм высказывания).

2. Принцип фальсификационизма К. Поппера.

Я не назначил докладчика по этой теме, желающие могут подготовить.

- Есть смысл дать в качестве преамбулы короткую характеристику верификационизма. Источник для этого - Зотов А. Ф. Современная западная философия. М. "Высшая школа", 2005. гл. Принцип верификации. С. 241-248. - https://disk.yandex.ru/d/Yd_rz4NMuzKVrA
- Суть позиции самого Поппера здесь: К. Поппер. Критерий эмпирического характера теоретических систем. - в книге "Erkenntnis". («Познание»). Избранное.: Изд. Дом «Территория будущего», «Идея-Пресс», 2006. С. 335-338. - https://yadi.sk/i/UaPtf0UdkBbtC
- Более подробно о концепции Поппера здесь - Реале&Антисери "Постпозитивизм" -
download/file.php?id=780 (первые 7 страниц). Здесь важно показать, как Поппер усложняет проблематику оценки научной деятельности и переходит от жесткого и узкого критерия истинности (на основании жесткой привязки к истинным эмпирическим утверждениям) к более сложной оценке успешности теории.

3. Имре Лакатос. "История науки и ее рациональные реконструкции" -
https://yadi.sk/d/707oOHLFkBaBQ

Раскрыть содержание 4-х методологических концепций истории науки (под пунктами A, B, C и D). Главное в них - а) выделяемые в рамках каждой концепции критерии развития науки, б) какого рода научные открытия признаются в рамках этих концепций наиболее показательными для характеристики развития научных теорий в) и с какого рода проблемами (трудностями) сталкиваются эти концепции.
Проблему соотношения внешней и внутренней истории ( в рамках методологии научно-исследовательских программ) раскрыть коротко, или не освещать совсем.

И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пт ноя 11, 2022 12:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ДОКЛАДА -

Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир. Постановка проблемы. Понятие морали.
В книге - Дробницкий О. Г. Моральная философия (М.: 2002).
- https://yadi.sk/i/FggoiR_y3PSXQA
Стр. 345 - 355.

Моменты, значимые для доклада:
- сходство философии и морального воззрения (специфика философских категорий и связь философии с практикой);
- сходство морального сознания с общемировоззренческой картиной мира (конфликт должного и сущего);
- различие философии и морального воззрения;
- происхождение философии и морали (границы моральной регуляции);
- трактовки морали - особенно те, что приведены на 352 (последний абзац) и на 353 странице (здесь важны различения морального и физического - ссылка 1 на стр. 353, и материалистической и идеалистической трактовки морали - ссылка 3 там же);
- различение нравственности и морали).

И. В. igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Сб ноя 19, 2022 4:00 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 636
Откуда: борисов игорь
I. На занятии читаем текст Канта и обсуждаем его. (Принести гаджеты с большим экраном.)

Кант. И. Фрагмент из хрестоматии - "Основы метафизики нравственности" -

https://yadi.sk/d/xJnUdzYBkeckV

Вопросы для обсуждения:

1. Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке.

2. Добрая воля и чувство долга как формальный принцип воления (критерий ценности морального поступка).

3. Свобода, добрая воля, благо, долг, моральный закон, разум, гипотетический (условный) императив и категорический.

4. Примеры опровержения ложных максим.

II. Слушаем доклад по Иеремии Бентаму.

ДЛЯ ДОКЛАДА:

- Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства.
https://yadi.sk/i/pceqJS8akQNaL

Текст небольшой, даже с учетом того, что он содержит некоторые повторы. Основная задача - четко озвучить самые главные положения этической концепции Бентама и его взгляд на общество; основные аргументы в пользу своей концепции и контраргументы против других подходов, в частности взглядов Канта на мораль (хотя имя Канта прямо не указано) (Хорошо привести 2-3 цитаты, иллюстрирующие стиль и манеру Бентама); коротко показать попытку Милля развить утилитаристскую концепцию Бентама.
Следует также связать этическую позицию Бентама с его политическими взглядами и шире, с его политической и правовой активностью, потому что без этой связи его взгляды - как они представлены в высылаемом тексте - могут показаться чересчур примитивными. (Бентам - один из популярнейших мыслителей своего времени.) Для этого полезно будет заглянуть сюда -
https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarn ... EMIYA.html

И.В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 279 ]  На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB