Выкладываю ссылки и материалы к занятиям по Теме "Наука в Новое время. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт":
I. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:
1) Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-272 и 277-283 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322.
https://disk.yandex.ru/i/BWVe6nzJ3tl5egВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
1. Роль философии, ее самоопределение в изменившихся исторических условиях (в эпоху Возрождения и Нового времени).
2. Общемировоззренческое значение открытий Коперника, Кеплера, Ньютона.
3.Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье).
4. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -)
5. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -).
6. Три основных метода научного исследования (- / -).
2) Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" -
https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM3) Фрагмент работы Фрэнсиса Бэкона - Великое восстановление наук. Новый Органон. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА.
-
https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJСысловая структура текста:
С I по XXXVII афоризмы - тема идей:
идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом).
С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов.
С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы):
вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/
C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]:
основные принципы новой науки; критерий полезности.
Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике:
виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика.
II. ДЛЯ ДОКЛАДОВ:
По Галилею - 1) Статья о Галилее в Википедии. Содержит сведения о конфликте с церковью, открытиях и изобретениях.
2) Зубов В. П. Статья «Галилей и борьба за новую систему мира». Интерес представляет фрагмент, посвященный трактату Галилея «Диалог о двух величайших системах мира», стр. 14 (со второго абзаца) – до стр. 16.
https://disk.yandex.ru/i/wF7iA7onwMQsag3) Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. 3 Глава. Новая механика. С 65 страницы (по разметке, как она кликается внизу страницы). О Галилее – стр. 74 – 106. Наиболее важный фрагмент, также посвященный «Диалогу …» - стр. 86 – 93.
Ссылка на главу –
https://www.rulit.me/books/nauchnaya-re ... section_174) Спасский Б. И. История физики. Том 1. Часть 1. Раздел «Галилей» – стр. 90 – 98. Это пока самый полезный источник.
Ссылка на него -
https://disk.yandex.ru/i/IS9t1oSuZmI7XgКроме раздела, посвященного Галилею, интерес представляет фрагмент, посвященный Аристотелю – стр. 52, 1-й абзац снизу – до стр 56, до 1-го абзаца снизу.
А также фрагмент, посвященный периоду схоластики, предшествовавшему началу научной революции – стр 78, 1-й абзац снизу – до стр. 82, до 2-го абзаца снизу.
(Ссылка на интернет-страницу, где собраны все четыре части (и другие учебники по истории физики) –
http://osnovanija.narod.ru/history.html)
5) Григорьян А. Т., Френк А. М. Механика и физика (XVII век). Фрагмент - стр. 1 - 6. Здесь в общем виде описывается переход к механике Нового времени: от механики как техники к механике как науке; отказ от "двойной физики" (Небесной и Земной); сведение физики к механике; математизация науки и опора на эмпирический опыт.
https://disk.yandex.ru/i/iSPsHG6-Z-PUGQ6) 6) Два коротких видео с информацией вкратце -
об Аристотеле -
https://www.youtube.com/watch?v=THaWVn8SAeM о Галилее -
https://www.youtube.com/watch?v=q-_Tlkg5bNI7)
https://hpmns.gitbook.io/notes/lectures/l3 Хорошо описаны суть движения по Аристотелю
и его представления о Космосе в первой лекции. В третьей лекции описываются основные принципы естествознания (может пригодиться для характеристики противоположности между Галилеем и Аристотелем).
8)
https://fil.wikireading.ru/71039Также о движении по Аристотелю и о противоречии аристотелевской физики с законами Ньютона.
9)
https://www.rulit.me/books/istoriya-nov ... 18-25.html Об импетусе и тенденции к покою.
10)
https://vuzlit.com/1522672/metafizika_aristotelyaАктуализация и категории. Поможет в понимании терминов.
Я не смог найти в сети работу – Григорьян А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных физических понятий. (М.: АН СССР, 1962). Может, у вас получится.
IОбщая структура доклада:1)Защита Галилеем гелиоцентрической системы и, соответственно, антитеза «двойной физике» Аристотеля (Земли и Небес).
2) Разработка основ классической механики – учение о механическом движении, закон инерции, принцип относительности, принцип независимости действия сил – и, опять же, в чем эта механика противоположна аристотелевской «динамике». По-видимому, здесь важно прежде всего различие в трактовке сил (и импетусов), равномерного и ускоренного движения, пространства и т. п. Здесь вам должно быть виднее, чем мне. Если возможно – выстроить изложение элементов механики по степени важности.
3) Идея экспериментального метода Галилея: его новизна и отличие от подходов Аристотеля и аристотеликов; основные его части (в современной трактовке и как они обозначены у Галилея).
Подобрать примеры и цитаты из «Диалога …» и других работ Галилея.
За особо качественно выполненные доклады будет выставлена ДВОЙНАЯ оценка.
По Декарту - "Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно);
http://psylib.org.ua/books/dekar01/- Части 1-3 (акцент на частях 1-2).
Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко.
Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога.
И. В.
igbor@ngs.ru961-227-63-83