ДЛЯ ДОКЛАДА выкладываю текст книги И. И. Виноградова "Искусство. Истина. Реализм" -
https://docviewer.yandex.ru/view/135570 ... YzfQ%3D%3DГлава "Реальные судьбы идей".
ДОКЛАД НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ.
Структура текста:
Самая существенная часть – на стр. 10– 44.
– Проблема – в формулировке Станислава Лема: Есть ли причинная связь между фашизмом и ницшеанством. – На стр. 10
– обоснование отсутствия этой связи:
1) Не Гитлер и Ницше придумали жестокости деспотии и геноцида
2) Философ, а не чернь и люмпены могут судить автономную мысль философа.
Сюда можно перенести аргументы в оправдание Ницше, которые приводит Томас Манн – из раздела «Нет никакого ницшеанства!» (который ближе к концу текста).
"Кто же прав?"
– Полемика вокруг Лифшица:
– Позиция Лифшица: тезис о наличии связи всего модернизма в целом со становлением фашизма;
– Возражение Померанца: ...
– Вывод: Имеет ли сфера идей и образов отношение к общественной жизни?
"Сказка о свече и погребе"
– Против тезиса об отделенности друг от друга мира идей и мира политики:
– политики сами настойчиво продвигают нужные идеи, нужный дух – важность активной идеологической работы и ее содержание :
ФИЛОСОФСКИЕ идеи модернизма – …...
– Возражение: но это все действие вульгарной фашистской пропаганды на вульгарные массы! (Это лишь хамское истолкование идей модернизма фашистами.)
Ответ: Хорошо, посмотрим, что происходило в «утонченном мире умозрений»…
"К вопросу о черни и тысячелетней истории тирании"
– К мифу о «лавочниках»: характеристика действительного социального состава фашистского движения (роль студенчества и университетов).
– Возражение: турки, резали армян, не читая Ницше, и переход к новому аспекту.
– Ответ: Фашизм связан не с иррационализмом вообще, а со СПЕЦИФИЧЕСКИМ иррационализмом XX века.
"При чем или не причем интуиция Бергсона?"
ВОПРОС: Сыграло ли роль в приходе нацистов к власти то реальное соотношение социальных сил, которое существовало в Германии? (Какую роль сыграло распространение модернизма и, в частности, философии Ницше на возможность сопротивления фашизму образованной публики?)
– Место и роль германской интеллигенции 20–30-х гг.:
– ее политические симпатии.
Откуда замороченность и затмение умов у этой интеллигенции?
Ответ: Повальное увлечение иррационалистической новейшей философией и художественным модернизмом в формировании той идейной атмосферы, которая была благоприятна для восприятия и принятия идеологии и практики нацизма.
– новые Идеи и Ценности модернизма – …..
– как связаны модернистский вирус «дерзкого неразумия» и ПРАКТИЧЕСКОЕ фашистское движение - …
"Нет никакого ницшеанства!"
Вопрос-возражение: Но есть ли цельная философская система Ницше, или в ней есть только «акценты»?
– Томас Манн о Ницше:
– 1) об отделении его от толпы; об эстетизме в первую очередь – Это можно вынести в начало как аргумент в защиту Ницше.
2) о цельности его философии
3) о «центральном ядре ницшеанства» и о его «смертельных врагах» (сознании, науке и морали).
//Этот раздел – он составляет 8 страниц – поджать.//
"Реальные судьбы идей"
– Тезис-возражение: Эстетический идеал Ницше неотделим от аристократизма и элитарной возвышенности духа.
– Опровержение: …..
Ужать этот раздел до короткого опровержения этого тезиса.
"Некоторые выводы"
Этот раздел можно опустить.
P.S. Добавляю схему студента, по которой он сделал доклад в прошлом году. Она построена на главных оппозициях: аргумент в защиту Ницше - контраргумент Виноградова:
1. Нет связи между идеями и реальностью (политики) - Нацисты активно распространяли свои идеи;
2. Чернь понимает газеты, а не Ницше - Действительная опора нацистов не чернь, а военные, студенты, интеллигенция;
3. Иррационализм существовал всегда, а нацизм - феномен XX века - Речь не об иррационализме вообще, а об иррационализме XX века; повальное увлечение в это время модернизмом;
4. Есть отдельные мысли Ницше и нет такого целостного явления как ницшеанство - Ницшеанство существует и его ядро - жизнь, которой противостоят разум, наука, мораль;
5. Ницше свойственен аристократизм, а нацисты - плебеи - Нацисты так не считали; реальность корректирует идеи (нужно различать идеи, которые в целом озвучивает философ, и те из них, которые действительно могут быть применены в действительности; за них он и несет ответственность).
И. В.
igbor@ngs.ru961-227-63-83