I. Материалы к субботнему занятию:ДЛЯ ВСЕХ:1.Георгий Маев. Грамши о гегемонии. –
https://yadi.sk/i/sT1BVjhjq8efE– Причины, побудившие Грамши обратиться к тематике гражданского общества и гегемонии;
– Сходство позиции Грамши с позицией Маркса-Энгельса.
– Отличие позиции Грамши от позиции Маркса-Энгельса.
– В чем состоит преемственность подхода Грамши с идеями Ленина.
– Содержание и методологическое значение (на решение каких исследовательских задач нацелено) понятия "исторического блока" Грамши.
– Все элементы общественного устройства и их структурирование в схематике Грамши.
2. Грамши А. Из письма к Татьяне Шухт от 7 сентября 1931 г. –
https://yadi.sk/i/Qv293kfrq8em23. Мою статью «В ожидании большой идеологии» (До раздела - "Идеология на заказ".) -
https://yadi.sk/i/S0Nx-u0lm3R5MВ первую очередь обратить на те места, где говорится о
– наиболее полной реализации идеологии в качестве «большой идеологии» (максимально полно характеризующей всю «надстройку»);
– значении организационного ядра идеологии (выражающего ее коллективную природу).
4. Мою статью «Идеологическая топика иррационалистической философии конца XIX – середины XX века» -
https://yadi.sk/i/d930OK9Mvgf7hЧитать стр. 8-14.
- Идеология в узком смысле: конфликтная и коллективная ее природа.
- Двухуровневое строение идеологии: доктрины и организация массового движения.
- Условия максимально полного определения (раскрытия содержания) идеологии.
- Два типа коллективных субъектов в рамках полного определения идеологии.
- Локализация организационных и доктринальных элементов идеологии в рамках ее полного определения и формы, в которых они представлены.
- Содержание (проблематика) организационного ядра идеологии.
- Содержание (проблематика) доктринального пояса идеологии. (Придумать самим.)
[Я говорил на лекции, что было бы хорошо характеризовать две стороны содержания идеологии: 1) описать, как выглядит ее
организационно-политическая проблематика и 2) дать примеры тех обсуждаемых в "гражданском обществе" тем, сюжетов, что составляют ее
доктринальный пояс]
5. В. Э. Смирнов. Еще раз о классах и классовой борьбе -
https://yadi.sk/i/q942zxDM33wg56- Концепция классовой борьбы как она озвучена Марксом и Энгельсом и основания (в общем виде) для ее критики.
- Расхождение этой концепции с реалиями средневекового общества (действительно ли крестьянство было передовым классом?)
- Процесс зарождения внутри феодализма действительно нового передового класса (первоначальное накопление капитала, эволюция банковской системы, новый социальный слой и новый этос (полемика с М. Вебером)). 5 положений о новом классе.
- В рамках буржуазного общества пролетариат также не является передовым (революционным) классом. Современная буржуазная социология в поисках нового класса.
ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:1. Кара-Мурза С. Г. Учение о гегемонии Антонио Грамши. –
Статья отчасти посвящена тому, как господствующая буржуазия использовала идеи Грамши для своей пользы.
http://blog.fontanka.ru/posts/57931/2. В. Э. Смирнов. В поисках "нового класса" -
https://yadi.sk/i/gRsCcLYP33wgnHЧитать стр. 126 (с абзаца, начинающегося со слов "На эти вопросы можно ответить ...")-131.
3. Материалы из блога В. Смирнова -
I. Еще о пролетариате -
http://smirnoff-v.livejournal.com/175984.htmlII. О прогрессивном классе -
http://smirnoff-v.livejournal.com/171137.htmlIII. Заметки о когнитариате -
http://smirnoff-v.livejournal.com/171878.html4. Бузгалин А. В. Мутантный социализм: как противоречия возникновения СССР стали причинами его распада. В книге "СССР: Оптимистическая трагедия". Стр. 302-315.
https://yadi.sk/d/bpHRi8PR33wkjU5. Колганов А. И. Разделы "23.5. Производительные силы, производственные отношения и социальные
предпосылки социализма" и "23.6. Оценка степени готовности предпосылок социализма". В книге "Что такое социализм? Марксистская версия". Стр. 393-400.
Фрагмент содержит характеристики рабочего класса как НЕ революционного, НЕ прогрессивного класса.
https://yadi.sk/i/CHPH7X9-33wqfXII. ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ - ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ БЫЛИ В ПЯТНИЦУ:
1. Сходство позиции Грамши с позицией Маркса-Энгельса и отличие от нее. (По Маеву.)
2. Коллективная природа идеологии и значение ее организационного ядра. (По моим материалам.)
3. В чем основное противоречие классовой теории Маркса? (По Смирнову.)РАБОТУ СДАТЬ К УТРУ 22-ГО.
III. ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ -
Статья А. Н. Тарасова "Суперэтатизм и социализм" -
http://scepsis.net/library/id_102.htmlОсновные смысловые блоки:
- Соотношение "реального социализма" с социализмом и капитализмом;
- Общий подход к характеристике общественно-экономического строя (два основных признака для его типизации);
- Общая характеристика суперэтатизма (этатизма) и его исторические примеры;
- Достоинства суперэтатизма по сравнению с капитализмом;
- Суперэтатизм и бюрократия;
- Пролетарская революция и неудача построения социализма; причины этого;
- Действительные предпосылки для построения коммунизма (роль знания, автоматизации и компьютеризации производства, мировой интеграции, новой категории трудящихся);
- Препятствия на пути развития нового общества.
И. В.
961-227-63-83