НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Пт ноя 27, 2020 7:17 pm

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 370 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс янв 12, 2020 7:14 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
Выкладываю Итоговые Ведомости текущих и итоговых оценок за курс.
Чуть позже размещу здесь список автоматов.

https://yadi.sk/d/wemVXtw2_-OXJA

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: СПИСКИ АВТОМАТОВ
СообщениеДобавлено: Вс янв 12, 2020 8:10 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
Выкладываю списки "автоматчиков".

Вторник

1. Афанасьев Леонид 5
2. Бердюгин Антон 5+
3. Вагапов Сергей 5+
4. Гладких Полина 4
5. Дудашева Наталья 5
6. Евтушок Боян 5
7. Козлачков Дмитрий 5
8. Кононова Полина 4
9. Коротков Максим 5
10. Кунц Каролина 5
11. Микулянец Евгений 4
12. Мищенко Никита 4+
13. Попов Евгений 5
14. Решетников Игорь 5
15. Родионов Алексей 5
16. Сибиряков Николай 5
17. Суслов Даниил 5
18. Тютерева Юлия 5+
19. Шиплюк Артем 4+

Пятница

1. Байков А. 5
2. Ветошкина Любовь 5+
3. Залялов Тимур 4
4. Захаров Степан 5
5. Карповский Андрей 4
6. Коновалов Алексей 5
7. Кошман Владимир 5+
8. Овчинников Николай 4
9. Поздняков Николай 5
10. Пономарев Андрей 4
11. Пономарев Сергей 4
12. Попов Ярослав 4+
13. Сагалакова Кристина 4
14. Санникова Наталья 5+
15. Семенов Дмитрий 4
16. Суродин Алексей 5
17. Требушинин Андрей 5
18. Усков Артем 5+
19. Хоснутдинова Светлана 4

Суббота

1. Альянова Наталья 5
2. Беспалова Анна 5
3. Горнев Илья 5+
4. Демьяненко А. 5+
5. Журавлева Кристина 5+
6. Коротич Михаил 5
7. Лачынов Шамиль 5
8. Минакова Ольга 5
9. Пичуев А. 4
10. Романов Дмитрий 4
11. Свинцова Алина 5
12. Спирева Дарья 5+
13. Тадевосян Лаура 5
14. Толкачев Михаил 5+
15. Шепелин Артем 4+

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
СообщениеДобавлено: Ср май 27, 2020 1:50 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
1. Причины и критерии выделения индивидуального «я». Феномен "я" в цивилизационно-культурном контексте (по Кону).
2. Исторические этапы индивидуализации «я»: общий обзор (по Кону).
3. Исторические этапы индивидуализации «я»: Античность (по Кону).
4. Исторические этапы индивидуализации «я»: Средневековье (по Кону).
5. Исторические этапы индивидуализации «я»: Новое время (по Кону).
6. Э. Дюркгейм. Предмет и метод социологии; ее место в ряду других общественных наук. «Социологизм» как исследовательский принцип. Понятие социальных фактов. Понятие функции (по Дюркгейму и Осипову).
7. Механическая и органическая солидарность по Э. Дюркгейму (по Осипову и лекциям).
8. Э. Дюркгейм. Общественная солидарность и разделение труда. «Ненормальные» формы разделения труда. Личность и общество (по Дюркгейму и Осипову).
9. Влияние сциентизма на исторические науки. Особенности социальной ("социологизирующей") истории и ее отличие от культурной ("историзирующей") истории (по Уварову).
10. Предмет познания в рамках иррационализма. Критика науки, соотношение объяснения и понимания. Интуиция как метод (по лекциям, Кузьминой и Гайденко – о Бергсоне).
11. Оценка морали, ее роль и виды морали в трактовке Ницше и Бергсона (по Кузьминой и Ницше).
12. Категории иррационалистического подхода к человеку – жизнь, душевная связь, отношение, переживание, картина мира, значение, ценности, смысл (по Дильтею, Зинченко и лекциям).
13. Иррационалистическая концепция культурно-исторических типов О. Шпенглера. Отношение Шпенглера к идее всемирной истории; жизненный цикл культур; прасимволы античной и западно-европейской души (по Шпенглеру).
14. Компромиссная трактовка человека и общества М. Вебера. Отношение его к интуитивизму и натурализму. Два способа различения наук на "науки о природе" и "науки о духе (культуре)". Принцип отнесения к ценности. Отличие позиции Вебера в трактовке ценностей от позиции Г. Риккерта (по Гайденко).
15. М. Вебер. Идеальный тип как теоретическая конструкция: особенности ее трактовки Вебером и теоретико-методологическое ее значение. Социальное действие как элементарная «клеточка» социологии (по Гайденко, Оссовской и словарной статье "Идеальный тип").
16. М. Вебер. Капиталистический этос: проблема определения, его характеристики и религиозно-доктринальные источники. Фактологические аргументы против исторического материализма (по Веберу).
17. К. Маркс. Различие с позициями Гегеля и Фейербаха в трактовке чувственной практики и человеческой природы. Феномен отчуждения (по Марксу и Марееву).
18. К. Маркс. Материалистическое понимание истории: общественное бытие и общественное сознание, базовые элементы общественной системы и источники ее развития (по Марксу и Марееву).
19. Трактовка идеологии в рамках марксизма и значение трактовки этой формы общественного сознания для развития марксизма: взгляды на идеологию К. Маркса, в рамках советской философии и современного марксизма (по Марксу, Келле и Ковальзону, Грамши и по лекциям).
20. А. Грамши. Общее отличие от позиции классического марксизма. Понятия «политического» и «гражданского общества» и «гегемонии». Значение культурного момента и роли интеллигенции в трактовке Грамши революционного движения (по Маеву, Грамши, Кара-Мурзе, Мамардашвили, по моим статьям и лекциям).

И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 11, 2020 12:23 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
1. Высылаю идентификатор и пароль для входа в конференцию Zoom'а -

Игорь Борисов приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

Тема: Экзамен
Время: 11 июня 2020 10:00 AM Новосибирск

Подключиться к конференции Zoom
https://us02web.zoom.us/j/4255914863?pw ... FlMEJRZz09

Идентификатор конференции: 425 591 4863
Пароль: 8bLNvc

2. Список автоматов с дополнениями (за 1 семестр) -

Вторник

1. Афанасьев Леонид 5
2. Бердюгин Антон 5+
3. Вагапов Сергей 5+
4. Гладких Полина 4
5. Дудашева Наталья 5
6. Евтушок Боян 5
7. Козлачков Дмитрий 5+
8. Кононова Полина 4+
9. Коротков Максим 5
10. Кунц Каролина 5+
11. Микулянец Евгений 4+
12. Мищенко Никита 4+
13. Попов Евгений 5
14. Решетников Игорь 5
15. Родионов Алексей 5
16. Сибиряков Николай 5
17. Суслов Даниил 5
18. Тютерева Юлия 5+
19. Чеблакова Ирина 3
20. Шиплюк Михаил 4+

Пятница

1. Байков А. 5
2. Ветошкина Любовь 5+
3. Залялов Тимур 4
4. Захаров Степан 5+
5. Зубакин Александр 3+
6. Карповский Андрей 4+
7. Колосовский Даниил 3
8. Коновалов Алексей 5
9. Кошман Владимир 5+
10. Курбатова Яна 3
11. Лагунов Тимофей 3
12. Овчинников Николай 4
13. Поздняков Николай 5
14. Пономарев Андрей 4
15. Пономарев Сергей 4
16. Попов Ярослав 4+
17. Сагалакова Кристина 4
18. Санникова Наталья 5+
19. Семенов Дмитрий 4
20. Суродин Алексей 5
21. Требушинин Андрей 5+
22. Усков Артем 5+
23. Хоснутдинова Светлана 4
24. Шишкин Егор 3



Суббота

1. Альянова Наталья 5
2. Беспалова Анна 5+
3. Горнев Илья 5+
4. Демьяненко А. 5+
5. Журавлева Кристина 5+
6. Кутенев Иван 3
7. Коротич Михаил 5
8. Лачынов Шамиль 5
9. Минакова Ольга 5
10. Пичуев А. 4+
11. Романов Дмитрий 4
12. Свинцова Алина 5
13. Спирева Дарья 5+
14. Тадевосян Лаура 5
15. Толкачев Михаил 5+
16. Хайрулин 3
17. Шепелин Артем 4+

И. В. 961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Экзамен - ссылка на Zoom и Скайп
СообщениеДобавлено: Пт июн 12, 2020 4:57 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
Выкладываю ссылку на экзамен в Zoom'е. Но у меня есть опасение, что бесплатный Zoom может работать только 40 минут - а дальше всем надо будет выходить и снова заходить по ссылке (так говорят). (Правда 11-го конференция длилась неограниченно, и такое было уже второй раз.) Все равно, на всякий случай прошу установить - СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ - связь со мной в Скайпе. Мой логин - borrrisssofff .

Игорь Борисов приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

Время: 13 июня 2020 10:00 AM Новосибирск

Подключиться к конференции Zoom
https://us02web.zoom.us/j/4255914863?pw ... FlMEJRZz09

Идентификатор конференции: 425 591 4863
Пароль: 8bLNvc

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт сен 03, 2020 1:05 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
К следующим занятиям:

I. РАБОТА ПО ПОДГРУППАМ: Характеристика общественных СТРУКТУР И ЭЛЕМЕНТОВ, которые способствовали реализации конкретных сценариев взаимодействия между захватчиками и покоренными народами.

1. СХЕМА:
В тех источниках, которые будут указаны ниже, найти характеристики форм и учреждений социальной организации завоевателей и покоренных народов по следующей схеме:

Культура (формы и учреждения культурной жизни - религия, искусство, идеология, школа, письменность и т.п.)
Политика (формы и учреждения политической жизни...)
Социальная организация (формы социального общежития и социальной дифференциации)
Экономика (формы экономических отношений и учреждения)
Демография и способ расселения
Хозяйство (предметы, способы и формы организации трудовой деятельности)

Наполнять и осмыслять схему лучше снизу вверх - от хозяйственной жизни к культурной.

Полученные характеристики социальных структур должны помочь в дальнейшем дать ответ на вопросы: почему и как социальная структура монголов "растворилась" в китайской; почему греки долгое время сохраняли свою социальную, политическую и культурную автономию и идентичность, а римляне романизировали галлов.

Напоминаю, что подгруппы готовят доклады. (Доклады озвучиваются одним человеком, максимум - двумя.) Подгруппа дополняет докладчика и помогает отвечать на вопросы присутствующих.

Помимо этого подгруппы готовят письменно таблицу по уровням, которые я назвал (хозяйство, демография и т. д.) "Галлы" в левой половине таблицы указывают элементы, которые присутствовали до завоевания их римлянами; в правой половине - элементы, привнесенные римлянами. "Греки" в левой половине характеризуют по уровням положение в Египте до его завоевания; в правой части - соединение египетских и греко-македонских элементов. "Монголы" в правой части характеризуют состояние монгольского общества на начало завоевания Китая; в правой части - последовательность "сценариев" обращения с завоеванной страной и причины, по которым эти "сценарии" сменялись последующими ; а также те элементы китайской цивилизации, которые они были вынуждены перенимать.

По докладам "галлов" все участвовавшие в работе семинара пишут работу: О чем говорят в римской бане два романизированных галла.

2. ИСТОЧНИКИ:
В основном это небольшие материалы, можно читать сразу несколько, те, которые идут первыми. Проблема с главой из книги Владимирцова Б. Я. "Об общественном строе монголов" (примерно 100 страниц). Надо поделить на три части. Особенно важна часть, касающаяся хозяйства и родовой структуры.


А. Римляне - Галлы

1). Романизация Галлии (словарная статья)
http://www.viewmap.org/romanizaciya-gallii/

2). Романизация Галлии и кельтское наследие.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t051.shtml

3) Римское гражданство
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0 ... 0%B2%D0%BE

4). Белова Н. Н. Городской строй в римской галлии в первые века н. э.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/259 ... -01-02.pdf

5). Роль латыни в романизации галлов
http://www.aquavitae.narod.ru/leru/leru27.htm

6). Кельты и галлы (словарная статья).
http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/inde ... 0%BB%D1%8B

7). Нестеров А. Г. Об одном аспекте романизации кельтской аристократии в римской галлии в I в. до н. э. - Начале III в н. э.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/234 ... 17-06-.pdf

8). Белова Н. Н. О землевладении в галло-римских городах в первые два века н. э. , преимущественно по данным эпиграфики.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/262 ... -02-02.pdf


Очень важно разобраться со значением цивитас, муниципализации и римского гражданства. Наиболее существенна в этом плане статья Беловой Н. Н. под номером 4). Она достаточно сложная.


Б. Греки - Египтяне

1). Завоевания Александра Македонского. Поход в Египет.
http://www.world-history.ru/events_about/768/761.html

2). Свенцицкая И. С. Эллинистический Египет.
http://labyrinthos.ru/text/sventsitskay ... gipet.html

3). Эллинистический Египет.
http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXXIII.htm

4). Эллинистический Египет: учебное пособие
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/22 ... 6?p_page=1
Кроме 5 Главы. ТАК ЖЕ ПОДЕЛИТЬ НА ТРИ ЧАСТИ - 1 и 2 главы; 3 и 4; 6.

5). Эллинизм и эллинистическая государственность
http://mmkaz.narod.ru/antiquity/lecture ... linism.htm
ССЫЛКА БИТАЯ.

6). Сущность эллинизма. Эллинистический Египет
https://collectedpapers.com.ua/ru/histo ... iy-yegipet


Ключевой момент в этой теме - налоговая система и политико-административное устройство (соединение греческих и египетских элементов).


В. Монголы - Китайцы

1). Владимирцов Б.Я. - Работы по истории и этнографии монгольских народов. Глава "Общественный строй монголов в древности (XI - XIII вв.)" Стр. 328 - 417.
http://padaread.com/?book=44190&pg=333
Еще одна ссылка - https://yadi.sk/i/XP8zimgOj2P7J
В интернете есть djvu-копии этой книги.
Напоминаю, что надо поделить этот материал на трех человек.

2). Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271-1368)
http://www.razlib.ru/istorija/istorija_ ... #metkadoc3

3). Китай под властью монголов.
http://www.biografia.ru/arhiv/kitay10.html

4). Монгольское владычество в Китае (Династия Юань).
http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2404.htm


Здесь особенно важно разобраться в феномене степной аристократии. (Момент значимый для понимания первых шагов монголов в Китае.)

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

- Pax Mongolica (реферативный материал из Википедии и других источников) - https://yadi.sk/i/KAKzAW-Ij6Vse

- Кузнец степной морали. (Там, где содержится описание облавной охоты монголов.)
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2664/


3. Сделать ГУГЛДОК-страницу по этому формату -
https://docs.google.com/spreadsheets/d/ ... rash#gid=0

Распределить между собой источники с помощью ГУГЛДОКа к первому семинару (с докладами по рису и пшенице).


На семинаре слушаем доклады по рису и пшенице и разбираем вопросы, возникшие при подготовке докладов и таблиц. На следующем семинаре заслушиваем доклады по Галлам, Грекам, Монголам и сдаем соответствующие таблицы.

II. ДОКЛАДЫ:

ИСТОЧНИК:
Том 1 "Структуры повседневности: возможное и невозможное" Фернана Броделя (М.: 1986) из его трехтомника "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.";

https://yadi.sk/i/byeDCexeumLVn

Есть онлайн-версия djvu-копии этого же издания, но чуть похуже качеством - http://bookre.org/reader?file=650738&pg=12
Есть также в библиотеке.



А. Для доклада по рису:
Выделить в материале все, что позволяет прояснить структуру связей: рис - и другие с/х культуры; рис - и животноводство; ... - и характер труда и социальной организации; ... - и торговля (снабжение); ... -и характер расселения и политико-административной организации; ... и социальное расслоение населения.
Читать с. 160-174.

Б. Для доклада "по пшенице" та же структура ответа : пшеница - и другие с/х культуры; пшеница (ячмень, рожь) - и животноводство; ... - и характер труда и социальной организации; ... - и торговля (снабжение); ... -и характер расселения и политико-административной организации; ... и социальное расслоение населения.
Поскольку текст по рису значительно проще и структура связей там представлена наглядней, рекомендую - чтоб прочувствовать эту структуру (и иметь возможность строить к ней параллель) - докладчикам познакомиться с главой "Рис". Она небольшая и легкая.
Читать с начала главы "Хлеб насущный", С.118 - 160. ОСНОВНЫЕ СТРАНИЦЫ: 122-137 и 139-144 ("Локальная и международная торговля хлебом").

Длительность докладов ~ 15-20 минут.


Борисов Игорь Владимирович
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Курс лекций
СообщениеДобавлено: Вс сен 06, 2020 7:06 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
Выкладываю черновик Курса лекций.

https://yadi.sk/i/lZD_8VQ0Q1mlEA

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн сен 14, 2020 12:45 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
I. На семинарах занятия по галлам, грекам (в птолемеевском Египте), монголам в Китае.
1. Подгруппы сдают Таблицы. Объем - НЕ БОЛЬШЕ 1 лист А4. В таблицах не ограничиваться простым указанием отдельных элементов; характеристики должны быть чуть подробнее и содержать конкретизации (например, типа городов, налогов, культурных учреждений, должностей и т. д.).
2. Слушаем доклады от подгрупп - 15-20 минут с использованием таблиц на доске.
- у "Галлов" - отдельно выделить тему урбанизации и муниципализации (градостроительный, экономический, политический аспекты). Охарактеризовать социальную "машину" по романизации местного населения. Важно показать принцип "воронки", по которому она работает: романизации подвергается не вся территория сразу, а сначала некоторые регионы, а потом другие; не все города, а по категориям; не все социальные слои, а начиная с некоторых и т. д.
По результатам доклада ВСЕ ДОМА пишут самостоятельную: О чем говорят два романизованных галла в римской бане.
- у "Греков" - последовательно провести характеристику двойственности эллинистического общества (сочетания унаследованных египетских элементов и греческо-македонских), показать как они взаимодополняют друг друга, какие возможности предоставляют для греко-македонского сообщества и раскрыть причины последующего кризиса.
- у "Монголов" - отдельно характеризовать феномен степной аристократии и феодальную структуру монгольского общества и те проблемы, к которым привело их наличие при покорении Китая; описать последовательно сценарии освоения Китая монголами и заимствуемые китайские элементы.

II. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ссылка на статью из журнала "Элементы" -
"Выращивание риса способствует холистическому мышлению, пшеницы — аналитическому" -

http://elementy.ru/news/432249

МОЖЕТ, КТО-НИБУДЬ СДЕЛАЕТ - ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЕ - КОРОТКОЕ СООБЩЕНИЕ НА 5 МИНУТ?

III. Также ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ выкладываю статью Павленко Ю. В. "Происхождение цивилизации: альтернативные пути" -
https://yadi.sk/i/lM85KSh4vEKyf

В ней содержатся общие социально-структурные различия Восточных и Западных обществ (различия в соотношении роли семьи, общины, государства и типа религии).

И. В. igbor@ngs.ru

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн сен 21, 2020 4:27 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
На семинарах
1) слушаем доклад по Монголам, 2) сообщение "Выращивание риса способствует холистическому мышлению, пшеницы — аналитическому" - если кто захочет и 3) пишем самостоятельную (не по домашнему заданию).

Работа по Галлам в бане к следующей неделе.

igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс сен 27, 2020 11:45 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
Выкладываю фрагмент из книги И. С. Кона "В поисках себя" - который используется в лекциях по Теме "Феномен "я", исторический процесс его выделения и обособления" -
https://yadi.sk/i/mPhpa4AUvELjv

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ - более полный текст Кона - глава из его книги "Открытие Я" -
https://yadi.sk/d/FPVrNDgFfD8nb

Вопросы по Кону для обсуждения на семинаре:

1. Критерии и стадии выделения и обособления "Я".
2. Причины выделения и обособления "Я".
3. Феномен "Я" в рамках Западной и Восточной цивилизации.
4. "Культура стыда" и "культура вины".
5. Партикуляризм как характеристика античного общества.
6. Значение христианства для интимизации "Я".
7. В чем личность средневекового человека содержательно богаче и сложнее личности античного человека?
8. Как капитализм содействовал выделению и интимизации "Я"?
9. Различия в понимании призвания в Средневековье и Новое время.

И. В. igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Пт окт 02, 2020 11:07 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
Вопросы к самостоятельной по Кону:

1. Критерии и стадии выделения и обособления "Я".
2. Феномен "Я" в рамках Западной и Восточной цивилизации.
3. В чем личность средневекового человека содержательно богаче и сложнее личности античного человека?

Для ответа на 3 вопрос могут пригодиться ответы на вопросы 4, 5, 6, которые были в задании к семинару по Кону.

РАБОТЫ ПРИНЕСТИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗАНЯТИЮ (ПО ДЮРКГЕЙМУ).

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт окт 02, 2020 11:11 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
I. Материалы для домашней работы по теме "Сциентизм":

1) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Введение. Проблема. - Функция разделения труда. Метод для определения этой функции. - https://yadi.sk/i/r3lZwkjJqQsnm

2) Осипов Г. Социология Эмиля Дюркгейма. Читать стр. 1-9 (до пункта "5. Общественная солидарность и разделение труда") - https://yadi.sk/i/QsV6ZuznqQsvq

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Антиметафизическая направленность сциентизма.
2. Значение методологического принципа – объяснять социальное через социальное.
3. Смысл трактовки Дюркгеймом общества как феномена sui generis.
4. Трактовка фактов в целом.
5. Примеры работы с фактологией из работы Дюркгейма (рассматриваемые закономерности (корреляции) и используемый для их подтверждения фактический материал).
6. Понятие «социальных фактов».
7. Исследовательская проблема, которую ставит Э. Дюркгейм в работе "О разделении общественного труда".
8. Что есть функция и каково функциональное значение разделения труда в жизни общества?
9. Два вида любви-дружбы и гипотеза, выдвигаемая Дюркгеймом по аналогии с ними в отношении всего общества.
10. Почему в исследовании моральной солидарности Дюркгейм обращается к праву?
11. Как взаимосвязаны право и нравы?
12. Что является критерием различения правовых норм?
13. Какие два вида права выделяет Дюркгейм?

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Из моего Курса лекций - Вторая глава: Сциентизм. Четвертая лекция. Общая характеристика подхода. Стр. 48-64.

P. S.
ТАКЖЕ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Вот ссылка на лекцию историка Игоря Данилевского. Она интересна сама по себе, поскольку сильно корректирует расхожие представления о некоторых исторических событиях. Но она важна и как иллюстрация сциентистского подхода к наукам о человеке и обществе. В особенности ярко здесь выражен сциентистский акцент на источниковой фактологической базе. (Соответствующая категоризация источников на "цитаты", "уникальные сведения" и "верифицируемые данные", по-видимому, составляет главный методологический посыл Данилевского.)

http://m.youtube.com/watch?v=ov6msbJ5QzU

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб окт 10, 2020 8:54 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
К следующему занятию повторить фрагмент работы Дюркгейма - "Функция разделения труда. Метод для определения этой функции" и подготовиться к обсуждению вопросов, которые не успели рассмотреть:

8. Понятие «социальных фактов». (Этот вопрос ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРНИК И В СУББОТУ.)
9. Исследовательская проблема, которую ставит Э. Дюркгейм в работе "О разделении общественного труда".
10. Что есть функция и каково функциональное значение разделения труда в жизни общества?
11. Два вида любви-дружбы и гипотеза, выдвигаемая Дюркгеймом по аналогии с ними в отношении всего общества.
12. Почему в исследовании моральной солидарности Дюркгейм обращается к праву?
13. Как взаимосвязаны право и нравы?
14. Что является критерием различения правовых норм?
15. Какие два вида права выделяет Дюркгейм?

Новое задание:

I. Выкладываю DJVU-копию книги Дюркгейма - "О разделении общественного труда. Метод социологии". (М.: Наука, 1991) -
- https://yadi.sk/i/dWYYygAvjWFT4
Обращаю внимание на то, что бумажный вариант издания этой книги имеется в большом количестве в нашей библиотеке по гуманитарным наукам (в переходе в Лабораторный корпус).

Читать -
- фрагменты работы Дюркгейма - С. 238-245, 248-262 (причины разделения труда).
- при работе с текстом Дюркгейма можно воспользоваться Оглавлением в конце работы - С. 381- 390. В нем подробно отражена последовательность мысли Дюркгейма.
- работу Осипова Г. Социология Эмиля Дюркгейма (выкладывал ранее) - С. 9-15.

Вопросы для работы с источниками:

1. Природа «механической солидарности» и ее биологические аналогии. (Лекции, Осипов)
2. Природа «органической солидарности» и ее биологические аналогии. (Лекции, Осипов)
3. Факторы, способствующие разделению труда? (Дюркгейм, Осипов)
4. Конкуренция (по Дарвину) и разделение труда. (Дюркгейм)
5. "Ненормальные" формы разделения труда. Феномен аномии. (Осипов)

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Из моего Курса лекций - "Вторая глава: Сциентизм": "Пятая лекция. Механическая и органическая солидарность. Причины разделения труда" и "Шестая лекция. Анормальные формы. Выводы и критика". Стр. 64 - 83.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт окт 20, 2020 5:05 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
1. Читать выборку из материалов Уварова П. Ю. - https://yadi.sk/i/w32seSTKwXh6M

Вопросы к ней:

1) Каковы особенности социологизирующего - "социально-исторического" - подхода в исторических исследованиях, представленного такими именами и течениями как И. В. Лучицкий, "Анналы" (Фернан Бродель - мы рассматривали его анализ культур риса и пшеницы), Франсуа Симиан, Эрнест Лабрус, Эмманюэль Ле Руа Ладюри, сам Уваров?
2) Какому подходу противостоит "социальная история"? Что является предметом исторического исследования в рамках этих подходов? И на какую фактологию они опираются?

Напоминаю, что на семинарах будет проведена самостоятельная по микрогруппам. (С коллективной оценкой.) В табличной форме охарактеризовать различия между социологизирующей и историзирующей историями по их подходу к предмету истории и фактологическим источникам.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Выступление П. Ю. Уварова "Париж в нотариальных актах XVI века" -
https://postnauka.ru/video/62817

2. ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ:
Бердяев Н. А. Письмо второе. О религиозно-онтологических основах общественности. (Из книги - Философия неравенства.) -

https://www.litmir.me/br/?b=39346&p=7

Главное - прояснить и сконцентрировать содержание по основным блокам - по тем оппозициям, которые проводит Бердяев (в тексте они разделены пробелами):
Космос против упрощенного "атомистического" видения; историзм против беспочвенности; иррациональное таинство жизни против рационалистического утопизма; космический порядок и свет против хаоса и варварства; иерархия и аристократический свет против плебейского равенства; личность против безличности хаоса; жертвенность против сентиментального гуманизма и неравенство против равенства;религиозный (сверхчеловеческий) характер ценностей против "упростительного смешения"; благородный пессимизм против поверхностного пролетарского оптимизма и чувство вины против чувства зависти.
Если блоков много, их можно чуть подсократить.

Передать суть этих тематических разделов и ПАФОС!!!

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс окт 25, 2020 1:47 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 585
Откуда: борисов игорь
К семинару читать:

I. Ницше Ф. " По ту сторону добра и зла" - Отдел Девятый "Что аристократично?", разделы 257-269 и 287.
http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html


ВОПРОСЫ к тексту:

1. Внешняя и внутренняя иерархия.

2. В чем проявлялась порча нравов французской аристократии накануне Французской революции?

3. Смысл существования "аристократии".

4. Черты морали господ.

5. Черты морали рабов.

II. Кузьмина Т. А. Анри Бергсон.
https://yadi.sk/i/SBMmy3EvrELb2

ВОПРОСЫ к тексту:

1. Определение философии жизни.

2. Критика Бергсоном естественно-научного детерминизма.

3. Взаимосвязь рассматриваемой предметной реальности и интуитивного подхода.

4. Критика естественно-научного подхода.

5. Отличие описательного подхода от естественно-научного объяснения.

6. Трактовка социального; открытая и закрытая мораль.

7. Причины элитаристской направленности философии Бергмона.

О Бергсоне и философии жизни я буду рассказывать лишь на следующей лекции, поэтому есть смысл заглянуть в текст моего Курса (который выкладывал здесь 6 сентября) - "Восьмая лекция. Анри Бергсон и Вильгельм Дильтей", читать только по Бергсону, стр. 103 - 111.

III. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Статья Сэмьюэла Мойна на ресурсе Гефтер - http://gefter.ru/archive/14226 - "На пепелище гуманитарных наук" о соотношении "социальной истории" и "культурной истории" (социологизирующей и историзирующей - в терминах Уварова). Она проста по содержанию, но в ней много "гуманитарного" языка.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 370 ]  На страницу Пред.  1 ... 21, 22, 23, 24, 25  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB