НГУ http://forum.nsu.ru/ |
|
магистрантам - материалы по философии http://forum.nsu.ru/viewtopic.php?f=5&t=22632 |
Страница 24 из 26 |
Автор: | borrissoff [ Вс янв 12, 2020 7:14 pm ] |
Заголовок сообщения: | ОБЪЯВЛЕНИЕ |
Выкладываю Итоговые Ведомости текущих и итоговых оценок за курс. Чуть позже размещу здесь список автоматов. https://yadi.sk/d/wemVXtw2_-OXJA И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вс янв 12, 2020 8:10 pm ] |
Заголовок сообщения: | СПИСКИ АВТОМАТОВ |
Выкладываю списки "автоматчиков". Вторник 1. Афанасьев Леонид 5 2. Бердюгин Антон 5+ 3. Вагапов Сергей 5+ 4. Гладких Полина 4 5. Дудашева Наталья 5 6. Евтушок Боян 5 7. Козлачков Дмитрий 5 8. Кононова Полина 4 9. Коротков Максим 5 10. Кунц Каролина 5 11. Микулянец Евгений 4 12. Мищенко Никита 4+ 13. Попов Евгений 5 14. Решетников Игорь 5 15. Родионов Алексей 5 16. Сибиряков Николай 5 17. Суслов Даниил 5 18. Тютерева Юлия 5+ 19. Шиплюк Артем 4+ Пятница 1. Байков А. 5 2. Ветошкина Любовь 5+ 3. Залялов Тимур 4 4. Захаров Степан 5 5. Карповский Андрей 4 6. Коновалов Алексей 5 7. Кошман Владимир 5+ 8. Овчинников Николай 4 9. Поздняков Николай 5 10. Пономарев Андрей 4 11. Пономарев Сергей 4 12. Попов Ярослав 4+ 13. Сагалакова Кристина 4 14. Санникова Наталья 5+ 15. Семенов Дмитрий 4 16. Суродин Алексей 5 17. Требушинин Андрей 5 18. Усков Артем 5+ 19. Хоснутдинова Светлана 4 Суббота 1. Альянова Наталья 5 2. Беспалова Анна 5 3. Горнев Илья 5+ 4. Демьяненко А. 5+ 5. Журавлева Кристина 5+ 6. Коротич Михаил 5 7. Лачынов Шамиль 5 8. Минакова Ольга 5 9. Пичуев А. 4 10. Романов Дмитрий 4 11. Свинцова Алина 5 12. Спирева Дарья 5+ 13. Тадевосян Лаура 5 14. Толкачев Михаил 5+ 15. Шепелин Артем 4+ И. В. |
Автор: | borrissoff [ Ср май 27, 2020 1:50 pm ] |
Заголовок сообщения: | ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ |
1. Причины и критерии выделения индивидуального «я». Феномен "я" в цивилизационно-культурном контексте (по Кону). 2. Исторические этапы индивидуализации «я»: общий обзор (по Кону). 3. Исторические этапы индивидуализации «я»: Античность (по Кону). 4. Исторические этапы индивидуализации «я»: Средневековье (по Кону). 5. Исторические этапы индивидуализации «я»: Новое время (по Кону). 6. Э. Дюркгейм. Предмет и метод социологии; ее место в ряду других общественных наук. «Социологизм» как исследовательский принцип. Понятие социальных фактов. Понятие функции (по Дюркгейму и Осипову). 7. Механическая и органическая солидарность по Э. Дюркгейму (по Осипову и лекциям). 8. Э. Дюркгейм. Общественная солидарность и разделение труда. «Ненормальные» формы разделения труда. Личность и общество (по Дюркгейму и Осипову). 9. Влияние сциентизма на исторические науки. Особенности социальной ("социологизирующей") истории и ее отличие от культурной ("историзирующей") истории (по Уварову). 10. Предмет познания в рамках иррационализма. Критика науки, соотношение объяснения и понимания. Интуиция как метод (по лекциям, Кузьминой и Гайденко – о Бергсоне). 11. Оценка морали, ее роль и виды морали в трактовке Ницше и Бергсона (по Кузьминой и Ницше). 12. Категории иррационалистического подхода к человеку – жизнь, душевная связь, отношение, переживание, картина мира, значение, ценности, смысл (по Дильтею, Зинченко и лекциям). 13. Иррационалистическая концепция культурно-исторических типов О. Шпенглера. Отношение Шпенглера к идее всемирной истории; жизненный цикл культур; прасимволы античной и западно-европейской души (по Шпенглеру). 14. Компромиссная трактовка человека и общества М. Вебера. Отношение его к интуитивизму и натурализму. Два способа различения наук на "науки о природе" и "науки о духе (культуре)". Принцип отнесения к ценности. Отличие позиции Вебера в трактовке ценностей от позиции Г. Риккерта (по Гайденко). 15. М. Вебер. Идеальный тип как теоретическая конструкция: особенности ее трактовки Вебером и теоретико-методологическое ее значение. Социальное действие как элементарная «клеточка» социологии (по Гайденко, Оссовской и словарной статье "Идеальный тип"). 16. М. Вебер. Капиталистический этос: проблема определения, его характеристики и религиозно-доктринальные источники. Фактологические аргументы против исторического материализма (по Веберу). 17. К. Маркс. Различие с позициями Гегеля и Фейербаха в трактовке чувственной практики и человеческой природы. Феномен отчуждения (по Марксу и Марееву). 18. К. Маркс. Материалистическое понимание истории: общественное бытие и общественное сознание, базовые элементы общественной системы и источники ее развития (по Марксу и Марееву). 19. Трактовка идеологии в рамках марксизма и значение трактовки этой формы общественного сознания для развития марксизма: взгляды на идеологию К. Маркса, в рамках советской философии и современного марксизма (по Марксу, Келле и Ковальзону, Грамши и по лекциям). 20. А. Грамши. Общее отличие от позиции классического марксизма. Понятия «политического» и «гражданского общества» и «гегемонии». Значение культурного момента и роли интеллигенции в трактовке Грамши революционного движения (по Маеву, Грамши, Кара-Мурзе, Мамардашвили, по моим статьям и лекциям). И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Чт июн 11, 2020 12:23 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
1. Высылаю идентификатор и пароль для входа в конференцию Zoom'а - Игорь Борисов приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Тема: Экзамен Время: 11 июня 2020 10:00 AM Новосибирск Подключиться к конференции Zoom https://us02web.zoom.us/j/4255914863?pw ... FlMEJRZz09 Идентификатор конференции: 425 591 4863 Пароль: 8bLNvc 2. Список автоматов с дополнениями (за 1 семестр) - Вторник 1. Афанасьев Леонид 5 2. Бердюгин Антон 5+ 3. Вагапов Сергей 5+ 4. Гладких Полина 4 5. Дудашева Наталья 5 6. Евтушок Боян 5 7. Козлачков Дмитрий 5+ 8. Кононова Полина 4+ 9. Коротков Максим 5 10. Кунц Каролина 5+ 11. Микулянец Евгений 4+ 12. Мищенко Никита 4+ 13. Попов Евгений 5 14. Решетников Игорь 5 15. Родионов Алексей 5 16. Сибиряков Николай 5 17. Суслов Даниил 5 18. Тютерева Юлия 5+ 19. Чеблакова Ирина 3 20. Шиплюк Михаил 4+ Пятница 1. Байков А. 5 2. Ветошкина Любовь 5+ 3. Залялов Тимур 4 4. Захаров Степан 5+ 5. Зубакин Александр 3+ 6. Карповский Андрей 4+ 7. Колосовский Даниил 3 8. Коновалов Алексей 5 9. Кошман Владимир 5+ 10. Курбатова Яна 3 11. Лагунов Тимофей 3 12. Овчинников Николай 4 13. Поздняков Николай 5 14. Пономарев Андрей 4 15. Пономарев Сергей 4 16. Попов Ярослав 4+ 17. Сагалакова Кристина 4 18. Санникова Наталья 5+ 19. Семенов Дмитрий 4 20. Суродин Алексей 5 21. Требушинин Андрей 5+ 22. Усков Артем 5+ 23. Хоснутдинова Светлана 4 24. Шишкин Егор 3 Суббота 1. Альянова Наталья 5 2. Беспалова Анна 5+ 3. Горнев Илья 5+ 4. Демьяненко А. 5+ 5. Журавлева Кристина 5+ 6. Кутенев Иван 3 7. Коротич Михаил 5 8. Лачынов Шамиль 5 9. Минакова Ольга 5 10. Пичуев А. 4+ 11. Романов Дмитрий 4 12. Свинцова Алина 5 13. Спирева Дарья 5+ 14. Тадевосян Лаура 5 15. Толкачев Михаил 5+ 16. Хайрулин 3 17. Шепелин Артем 4+ И. В. 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Пт июн 12, 2020 4:57 pm ] |
Заголовок сообщения: | Экзамен - ссылка на Zoom и Скайп |
Выкладываю ссылку на экзамен в Zoom'е. Но у меня есть опасение, что бесплатный Zoom может работать только 40 минут - а дальше всем надо будет выходить и снова заходить по ссылке (так говорят). (Правда 11-го конференция длилась неограниченно, и такое было уже второй раз.) Все равно, на всякий случай прошу установить - СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ - связь со мной в Скайпе. Мой логин - borrrisssofff . Игорь Борисов приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Время: 13 июня 2020 10:00 AM Новосибирск Подключиться к конференции Zoom https://us02web.zoom.us/j/4255914863?pw ... FlMEJRZz09 Идентификатор конференции: 425 591 4863 Пароль: 8bLNvc И. В. |
Автор: | borrissoff [ Чт сен 03, 2020 1:05 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
К следующим занятиям: I. РАБОТА ПО ПОДГРУППАМ: Характеристика общественных СТРУКТУР И ЭЛЕМЕНТОВ, которые способствовали реализации конкретных сценариев взаимодействия между захватчиками и покоренными народами. 1. СХЕМА: В тех источниках, которые будут указаны ниже, найти характеристики форм и учреждений социальной организации завоевателей и покоренных народов по следующей схеме: Культура (формы и учреждения культурной жизни - религия, искусство, идеология, школа, письменность и т.п.) Политика (формы и учреждения политической жизни...) Социальная организация (формы социального общежития и социальной дифференциации) Экономика (формы экономических отношений и учреждения) Демография и способ расселения Хозяйство (предметы, способы и формы организации трудовой деятельности) Наполнять и осмыслять схему лучше снизу вверх - от хозяйственной жизни к культурной. Полученные характеристики социальных структур должны помочь в дальнейшем дать ответ на вопросы: почему и как социальная структура монголов "растворилась" в китайской; почему греки долгое время сохраняли свою социальную, политическую и культурную автономию и идентичность, а римляне романизировали галлов. Напоминаю, что подгруппы готовят доклады. (Доклады озвучиваются одним человеком, максимум - двумя.) Подгруппа дополняет докладчика и помогает отвечать на вопросы присутствующих. Помимо этого подгруппы готовят письменно таблицу по уровням, которые я назвал (хозяйство, демография и т. д.) "Галлы" в левой половине таблицы указывают элементы, которые присутствовали до завоевания их римлянами; в правой половине - элементы, привнесенные римлянами. "Греки" в левой половине характеризуют по уровням положение в Египте до его завоевания; в правой части - соединение египетских и греко-македонских элементов. "Монголы" в правой части характеризуют состояние монгольского общества на начало завоевания Китая; в правой части - последовательность "сценариев" обращения с завоеванной страной и причины, по которым эти "сценарии" сменялись последующими ; а также те элементы китайской цивилизации, которые они были вынуждены перенимать. По докладам "галлов" все участвовавшие в работе семинара пишут работу: О чем говорят в римской бане два романизированных галла. 2. ИСТОЧНИКИ: В основном это небольшие материалы, можно читать сразу несколько, те, которые идут первыми. Проблема с главой из книги Владимирцова Б. Я. "Об общественном строе монголов" (примерно 100 страниц). Надо поделить на три части. Особенно важна часть, касающаяся хозяйства и родовой структуры. А. Римляне - Галлы 1). Романизация Галлии (словарная статья) http://www.viewmap.org/romanizaciya-gallii/ 2). Романизация Галлии и кельтское наследие. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t051.shtml 3) Римское гражданство https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0 ... 0%B2%D0%BE 4). Белова Н. Н. Городской строй в римской галлии в первые века н. э. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/259 ... -01-02.pdf 5). Роль латыни в романизации галлов http://www.aquavitae.narod.ru/leru/leru27.htm 6). Кельты и галлы (словарная статья). http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/inde ... 0%BB%D1%8B 7). Нестеров А. Г. Об одном аспекте романизации кельтской аристократии в римской галлии в I в. до н. э. - Начале III в н. э. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/234 ... 17-06-.pdf 8). Белова Н. Н. О землевладении в галло-римских городах в первые два века н. э. , преимущественно по данным эпиграфики. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/262 ... -02-02.pdf Очень важно разобраться со значением цивитас, муниципализации и римского гражданства. Наиболее существенна в этом плане статья Беловой Н. Н. под номером 4). Она достаточно сложная. Б. Греки - Египтяне 1). Завоевания Александра Македонского. Поход в Египет. http://www.world-history.ru/events_about/768/761.html 2). Свенцицкая И. С. Эллинистический Египет. http://labyrinthos.ru/text/sventsitskay ... gipet.html 3). Эллинистический Египет. http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXXIII.htm 4). Эллинистический Египет: учебное пособие http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/22 ... 6?p_page=1 Кроме 5 Главы. ТАК ЖЕ ПОДЕЛИТЬ НА ТРИ ЧАСТИ - 1 и 2 главы; 3 и 4; 6. 5). Эллинизм и эллинистическая государственность http://mmkaz.narod.ru/antiquity/lecture ... linism.htm ССЫЛКА БИТАЯ. 6). Сущность эллинизма. Эллинистический Египет https://collectedpapers.com.ua/ru/histo ... iy-yegipet Ключевой момент в этой теме - налоговая система и политико-административное устройство (соединение греческих и египетских элементов). В. Монголы - Китайцы 1). Владимирцов Б.Я. - Работы по истории и этнографии монгольских народов. Глава "Общественный строй монголов в древности (XI - XIII вв.)" Стр. 328 - 417. http://padaread.com/?book=44190&pg=333 Еще одна ссылка - https://yadi.sk/i/XP8zimgOj2P7J В интернете есть djvu-копии этой книги. Напоминаю, что надо поделить этот материал на трех человек. 2). Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271-1368) http://www.razlib.ru/istorija/istorija_ ... #metkadoc3 3). Китай под властью монголов. http://www.biografia.ru/arhiv/kitay10.html 4). Монгольское владычество в Китае (Династия Юань). http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2404.htm Здесь особенно важно разобраться в феномене степной аристократии. (Момент значимый для понимания первых шагов монголов в Китае.) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: - Pax Mongolica (реферативный материал из Википедии и других источников) - https://yadi.sk/i/KAKzAW-Ij6Vse - Кузнец степной морали. (Там, где содержится описание облавной охоты монголов.) http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2664/ 3. Сделать ГУГЛДОК-страницу по этому формату - https://docs.google.com/spreadsheets/d/ ... rash#gid=0 Распределить между собой источники с помощью ГУГЛДОКа к первому семинару (с докладами по рису и пшенице). На семинаре слушаем доклады по рису и пшенице и разбираем вопросы, возникшие при подготовке докладов и таблиц. На следующем семинаре заслушиваем доклады по Галлам, Грекам, Монголам и сдаем соответствующие таблицы. II. ДОКЛАДЫ: ИСТОЧНИК: Том 1 "Структуры повседневности: возможное и невозможное" Фернана Броделя (М.: 1986) из его трехтомника "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв."; https://yadi.sk/i/byeDCexeumLVn Есть онлайн-версия djvu-копии этого же издания, но чуть похуже качеством - http://bookre.org/reader?file=650738&pg=12 Есть также в библиотеке. А. Для доклада по рису: Выделить в материале все, что позволяет прояснить структуру связей: рис - и другие с/х культуры; рис - и животноводство; ... - и характер труда и социальной организации; ... - и торговля (снабжение); ... -и характер расселения и политико-административной организации; ... и социальное расслоение населения. Читать с. 160-174. Б. Для доклада "по пшенице" та же структура ответа : пшеница - и другие с/х культуры; пшеница (ячмень, рожь) - и животноводство; ... - и характер труда и социальной организации; ... - и торговля (снабжение); ... -и характер расселения и политико-административной организации; ... и социальное расслоение населения. Поскольку текст по рису значительно проще и структура связей там представлена наглядней, рекомендую - чтоб прочувствовать эту структуру (и иметь возможность строить к ней параллель) - докладчикам познакомиться с главой "Рис". Она небольшая и легкая. Читать с начала главы "Хлеб насущный", С.118 - 160. ОСНОВНЫЕ СТРАНИЦЫ: 122-137 и 139-144 ("Локальная и международная торговля хлебом"). Длительность докладов ~ 15-20 минут. Борисов Игорь Владимирович igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Вс сен 06, 2020 7:06 pm ] |
Заголовок сообщения: | Курс лекций |
Выкладываю черновик Курса лекций. https://yadi.sk/i/lZD_8VQ0Q1mlEA И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн сен 14, 2020 12:45 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
I. На семинарах занятия по галлам, грекам (в птолемеевском Египте), монголам в Китае. 1. Подгруппы сдают Таблицы. Объем - НЕ БОЛЬШЕ 1 лист А4. В таблицах не ограничиваться простым указанием отдельных элементов; характеристики должны быть чуть подробнее и содержать конкретизации (например, типа городов, налогов, культурных учреждений, должностей и т. д.). 2. Слушаем доклады от подгрупп - 15-20 минут с использованием таблиц на доске. - у "Галлов" - отдельно выделить тему урбанизации и муниципализации (градостроительный, экономический, политический аспекты). Охарактеризовать социальную "машину" по романизации местного населения. Важно показать принцип "воронки", по которому она работает: романизации подвергается не вся территория сразу, а сначала некоторые регионы, а потом другие; не все города, а по категориям; не все социальные слои, а начиная с некоторых и т. д. По результатам доклада ВСЕ ДОМА пишут самостоятельную: О чем говорят два романизованных галла в римской бане. - у "Греков" - последовательно провести характеристику двойственности эллинистического общества (сочетания унаследованных египетских элементов и греческо-македонских), показать как они взаимодополняют друг друга, какие возможности предоставляют для греко-македонского сообщества и раскрыть причины последующего кризиса. - у "Монголов" - отдельно характеризовать феномен степной аристократии и феодальную структуру монгольского общества и те проблемы, к которым привело их наличие при покорении Китая; описать последовательно сценарии освоения Китая монголами и заимствуемые китайские элементы. II. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ссылка на статью из журнала "Элементы" - "Выращивание риса способствует холистическому мышлению, пшеницы — аналитическому" - http://elementy.ru/news/432249 МОЖЕТ, КТО-НИБУДЬ СДЕЛАЕТ - ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЕ - КОРОТКОЕ СООБЩЕНИЕ НА 5 МИНУТ? III. Также ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ выкладываю статью Павленко Ю. В. "Происхождение цивилизации: альтернативные пути" - https://yadi.sk/i/lM85KSh4vEKyf В ней содержатся общие социально-структурные различия Восточных и Западных обществ (различия в соотношении роли семьи, общины, государства и типа религии). И. В. igbor@ngs.ru И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн сен 21, 2020 4:27 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
На семинарах 1) слушаем доклад по Монголам, 2) сообщение "Выращивание риса способствует холистическому мышлению, пшеницы — аналитическому" - если кто захочет и 3) пишем самостоятельную (не по домашнему заданию). Работа по Галлам в бане к следующей неделе. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Вс сен 27, 2020 11:45 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
Выкладываю фрагмент из книги И. С. Кона "В поисках себя" - который используется в лекциях по Теме "Феномен "я", исторический процесс его выделения и обособления" - https://yadi.sk/i/mPhpa4AUvELjv ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ - более полный текст Кона - глава из его книги "Открытие Я" - https://yadi.sk/d/FPVrNDgFfD8nb Вопросы по Кону для обсуждения на семинаре: 1. Критерии и стадии выделения и обособления "Я". 2. Причины выделения и обособления "Я". 3. Феномен "Я" в рамках Западной и Восточной цивилизации. 4. "Культура стыда" и "культура вины". 5. Партикуляризм как характеристика античного общества. 6. Значение христианства для интимизации "Я". 7. В чем личность средневекового человека содержательно богаче и сложнее личности античного человека? 8. Как капитализм содействовал выделению и интимизации "Я"? 9. Различия в понимании призвания в Средневековье и Новое время. И. В. igbor@ngs.ru |
Автор: | borrissoff [ Пт окт 02, 2020 11:07 pm ] |
Заголовок сообщения: | ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
Вопросы к самостоятельной по Кону: 1. Критерии и стадии выделения и обособления "Я". 2. Феномен "Я" в рамках Западной и Восточной цивилизации. 3. В чем личность средневекового человека содержательно богаче и сложнее личности античного человека? Для ответа на 3 вопрос могут пригодиться ответы на вопросы 4, 5, 6, которые были в задании к семинару по Кону. РАБОТЫ ПРИНЕСТИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗАНЯТИЮ (ПО ДЮРКГЕЙМУ). И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пт окт 02, 2020 11:11 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
I. Материалы для домашней работы по теме "Сциентизм": 1) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Введение. Проблема. - Функция разделения труда. Метод для определения этой функции. - https://yadi.sk/i/r3lZwkjJqQsnm 2) Осипов Г. Социология Эмиля Дюркгейма. Читать стр. 1-9 (до пункта "5. Общественная солидарность и разделение труда") - https://yadi.sk/i/QsV6ZuznqQsvq Вопросы для подготовки к семинару: 1. Антиметафизическая направленность сциентизма. 2. Значение методологического принципа – объяснять социальное через социальное. 3. Смысл трактовки Дюркгеймом общества как феномена sui generis. 4. Трактовка фактов в целом. 5. Примеры работы с фактологией из работы Дюркгейма (рассматриваемые закономерности (корреляции) и используемый для их подтверждения фактический материал). 6. Понятие «социальных фактов». 7. Исследовательская проблема, которую ставит Э. Дюркгейм в работе "О разделении общественного труда". 8. Что есть функция и каково функциональное значение разделения труда в жизни общества? 9. Два вида любви-дружбы и гипотеза, выдвигаемая Дюркгеймом по аналогии с ними в отношении всего общества. 10. Почему в исследовании моральной солидарности Дюркгейм обращается к праву? 11. Как взаимосвязаны право и нравы? 12. Что является критерием различения правовых норм? 13. Какие два вида права выделяет Дюркгейм? ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Из моего Курса лекций - Вторая глава: Сциентизм. Четвертая лекция. Общая характеристика подхода. Стр. 48-64. P. S. ТАКЖЕ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Вот ссылка на лекцию историка Игоря Данилевского. Она интересна сама по себе, поскольку сильно корректирует расхожие представления о некоторых исторических событиях. Но она важна и как иллюстрация сциентистского подхода к наукам о человеке и обществе. В особенности ярко здесь выражен сциентистский акцент на источниковой фактологической базе. (Соответствующая категоризация источников на "цитаты", "уникальные сведения" и "верифицируемые данные", по-видимому, составляет главный методологический посыл Данилевского.) http://m.youtube.com/watch?v=ov6msbJ5QzU И. В. igbor@ngs.ru |
Автор: | borrissoff [ Сб окт 10, 2020 8:54 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
К следующему занятию повторить фрагмент работы Дюркгейма - "Функция разделения труда. Метод для определения этой функции" и подготовиться к обсуждению вопросов, которые не успели рассмотреть: 8. Понятие «социальных фактов». (Этот вопрос ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРНИК И В СУББОТУ.) 9. Исследовательская проблема, которую ставит Э. Дюркгейм в работе "О разделении общественного труда". 10. Что есть функция и каково функциональное значение разделения труда в жизни общества? 11. Два вида любви-дружбы и гипотеза, выдвигаемая Дюркгеймом по аналогии с ними в отношении всего общества. 12. Почему в исследовании моральной солидарности Дюркгейм обращается к праву? 13. Как взаимосвязаны право и нравы? 14. Что является критерием различения правовых норм? 15. Какие два вида права выделяет Дюркгейм? Новое задание: I. Выкладываю DJVU-копию книги Дюркгейма - "О разделении общественного труда. Метод социологии". (М.: Наука, 1991) - - https://yadi.sk/i/dWYYygAvjWFT4 Обращаю внимание на то, что бумажный вариант издания этой книги имеется в большом количестве в нашей библиотеке по гуманитарным наукам (в переходе в Лабораторный корпус). Читать - - фрагменты работы Дюркгейма - С. 238-245, 248-262 (причины разделения труда). - при работе с текстом Дюркгейма можно воспользоваться Оглавлением в конце работы - С. 381- 390. В нем подробно отражена последовательность мысли Дюркгейма. - работу Осипова Г. Социология Эмиля Дюркгейма (выкладывал ранее) - С. 9-15. Вопросы для работы с источниками: 1. Природа «механической солидарности» и ее биологические аналогии. (Лекции, Осипов) 2. Природа «органической солидарности» и ее биологические аналогии. (Лекции, Осипов) 3. Факторы, способствующие разделению труда? (Дюркгейм, Осипов) 4. Конкуренция (по Дарвину) и разделение труда. (Дюркгейм) 5. "Ненормальные" формы разделения труда. Феномен аномии. (Осипов) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Из моего Курса лекций - "Вторая глава: Сциентизм": "Пятая лекция. Механическая и органическая солидарность. Причины разделения труда" и "Шестая лекция. Анормальные формы. Выводы и критика". Стр. 64 - 83. И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Вт окт 20, 2020 5:05 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
1. Читать выборку из материалов Уварова П. Ю. - https://yadi.sk/i/w32seSTKwXh6M Вопросы к ней: 1) Каковы особенности социологизирующего - "социально-исторического" - подхода в исторических исследованиях, представленного такими именами и течениями как И. В. Лучицкий, "Анналы" (Фернан Бродель - мы рассматривали его анализ культур риса и пшеницы), Франсуа Симиан, Эрнест Лабрус, Эмманюэль Ле Руа Ладюри, сам Уваров? 2) Какому подходу противостоит "социальная история"? Что является предметом исторического исследования в рамках этих подходов? И на какую фактологию они опираются? Напоминаю, что на семинарах будет проведена самостоятельная по микрогруппам. (С коллективной оценкой.) В табличной форме охарактеризовать различия между социологизирующей и историзирующей историями по их подходу к предмету истории и фактологическим источникам. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Выступление П. Ю. Уварова "Париж в нотариальных актах XVI века" - https://postnauka.ru/video/62817 2. ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ: Бердяев Н. А. Письмо второе. О религиозно-онтологических основах общественности. (Из книги - Философия неравенства.) - https://www.litmir.me/br/?b=39346&p=7 Главное - прояснить и сконцентрировать содержание по основным блокам - по тем оппозициям, которые проводит Бердяев (в тексте они разделены пробелами): Космос против упрощенного "атомистического" видения; историзм против беспочвенности; иррациональное таинство жизни против рационалистического утопизма; космический порядок и свет против хаоса и варварства; иерархия и аристократический свет против плебейского равенства; личность против безличности хаоса; жертвенность против сентиментального гуманизма и неравенство против равенства;религиозный (сверхчеловеческий) характер ценностей против "упростительного смешения"; благородный пессимизм против поверхностного пролетарского оптимизма и чувство вины против чувства зависти. Если блоков много, их можно чуть подсократить. Передать суть этих тематических разделов и ПАФОС!!! И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вс окт 25, 2020 1:47 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: магистрантам - материалы по философии |
К семинару читать: I. Ницше Ф. " По ту сторону добра и зла" - Отдел Девятый "Что аристократично?", разделы 257-269 и 287. http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html ВОПРОСЫ к тексту: 1. Внешняя и внутренняя иерархия. 2. В чем проявлялась порча нравов французской аристократии накануне Французской революции? 3. Смысл существования "аристократии". 4. Черты морали господ. 5. Черты морали рабов. II. Кузьмина Т. А. Анри Бергсон. https://yadi.sk/i/SBMmy3EvrELb2 ВОПРОСЫ к тексту: 1. Определение философии жизни. 2. Критика Бергсоном естественно-научного детерминизма. 3. Взаимосвязь рассматриваемой предметной реальности и интуитивного подхода. 4. Критика естественно-научного подхода. 5. Отличие описательного подхода от естественно-научного объяснения. 6. Трактовка социального; открытая и закрытая мораль. 7. Причины элитаристской направленности философии Бергмона. О Бергсоне и философии жизни я буду рассказывать лишь на следующей лекции, поэтому есть смысл заглянуть в текст моего Курса (который выкладывал здесь 6 сентября) - "Восьмая лекция. Анри Бергсон и Вильгельм Дильтей", читать только по Бергсону, стр. 103 - 111. III. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Статья Сэмьюэла Мойна на ресурсе Гефтер - http://gefter.ru/archive/14226 - "На пепелище гуманитарных наук" о соотношении "социальной истории" и "культурной истории" (социологизирующей и историзирующей - в терминах Уварова). Она проста по содержанию, но в ней много "гуманитарного" языка. И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Страница 24 из 26 | Часовой пояс: UTC + 7 часов |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |