НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Пн дек 10, 2018 7:12 pm

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 180 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ДЕКАБРЯ
СообщениеДобавлено: Вс дек 03, 2017 10:55 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
I. Для пары в 9-00 - для групп, у которых занятия в ПЯТНИЦУ:

1. Тем. кто к прошлому семинару читал материалы по Аристотелю, повторить вопросы -

- понятие этической компетенции (фронезис);
- понятие индивидуального этоса и добродетели (арете);
- отличие праксиса от пойезиса;
- формы государственного устройства по Аристотелю; характеристика "умеренной демократии";
- трактовка блага Аристотелем и отличие ее от трактовки Платоном.

2. ВСЕМ читать работу И. Канта "Идея всеобщей истории".

https://yadi.sk/i/hysdilqRmEb2g

Вопросы к работе:

- Идея целесообразности в живой природе;
- Характер реализации природных задатков в человеке;
- Главный источник (двигатель) развития человека;
- Характеристика общества, в котором возможно достижение высшей цели человеческого развития;
- Войны как цель природы;
- Какие объективные требования вынуждают государства сохранять достигнутый уровень гражданских свобод и культуры?

3. Читать - Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия", раздел "Примат практического разума", стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (начиная со слов "В 1784 г., когда увидела свет первая часть..." и до конца раздела).

https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK

II. I. Для пары в 10-50 - для групп, у которых занятия в ЧЕТВЕРГ В 16-00:

Содержание занятия - согласно заданию от 27 ноября.

И. В. 961-227-63-83
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СообщениеДобавлено: Пн дек 04, 2017 8:49 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
I. Для групп, у которых занятия в ЧЕТВЕРГ в 14-30:

1. Тем. кто к прошлому семинару читал материалы по Аристотелю, повторить вопросы -

- трактовка блага Аристотелем и отличие ее от трактовки Платоном.
- понятие этической компетенции (фронезис);
- понятие индивидуального этоса и добродетели (арете);
- отличие праксиса от пойезиса;
- формы государственного устройства по Аристотелю; характеристика "умеренной демократии";

2. ВСЕМ читать работу И. Канта "Идея всеобщей истории".

https://yadi.sk/i/hysdilqRmEb2g

Вопросы к работе:

- Идея целесообразности в живой природе;
- Характер реализации природных задатков в человеке;
- Главный источник (двигатель) развития человека;
- Характеристика общества, в котором возможно достижение высшей цели человеческого развития;
- Войны как цель природы;
- Какие объективные требования вынуждают государства сохранять достигнутый уровень гражданских свобод и культуры?

3. Читать - Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия", раздел "Примат практического разума", стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (начиная со слов "В 1784 г., когда увидела свет первая часть..." и до конца раздела).

https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK

4. Готовиться к самостоятельной по Платону и Аристотелю (по материалам и вопросам, которые содержатся в сообщении от 27 ноября).
БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И БУМАЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ.


II. Для групп, у которых занятия в ЧЕТВЕРГ в 16-20:

1. Повторить вопросы по Платону и Аристотелю.

2. Читать Канта и Гулыгу. Материалы и вопросы см. выше.

III. Для групп, у которых занятия в ПЯТНИЦУ:

Читать -

2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/A_g2neSNkd9ah

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу?
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Материалистическое понимание истории.

И. В.
961-227-63-83
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт дек 08, 2017 5:25 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ГРУПП, У КОТОРЫХ ЗАНЯТИЯ В ЧЕТВЕРГ 14-30, задание к дополнительному занятию в ПОНЕДЕЛЬНИК, 11 декабря, в 9-00.

I. Читать -

1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.
3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/A_g2neSNkd9ah

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу?
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Материалистическое понимание истории.

II. Вопросы к самостоятельной:

1. В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
2. В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
3. Что есть общественное бытие, согласно Марксу?
4. В чем состоит материалистическое понимание истории Марксом?

Самостоятельную принести (или выслать) к занятию.

И. В.
961-227-63-83
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДЛЯ ДОКЛАДОВ
СообщениеДобавлено: Пн дек 11, 2017 11:57 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Источники для докладов:

I. Фашизм:

1. Статья «Фашизм» в Википедии.

2. Никита Быстров. «Фашизм» как идеологема. [о фашизме как ругательстве]
https://forum-msk.org/material/politic/4138179.html

3. «Альтернативы», 2008, Дискуссия "Социализм и фашизм", С. 113-143, общую характеристику фашизма и его отличий от социализма содержит вступление А. И. Колганова.
http://www.alternativy.ru/ru/webfm_send/376

4. Галкин А. А. О фашизме – его сущности, корнях, признаках и формах проявления.
Особенно - С. 10-12.
http://istfak.sibnethost.ru/files/galkin.pdf

II. Коммунизм (в советской версии):

1. Тарасов А. Н. "Суперэтатизм и социализм"
http://scepsis.net/library/id_102.html

[Основные смысловые блоки:
- Соотношение "реального социализма" с социализмом и капитализмом;
- Общий подход к характеристике общественно-экономического строя (два основных признака для его типизации);
- Общая характеристика суперэтатизма (этатизма) и его исторические примеры;
- Достоинства суперэтатизма по сравнению с капитализмом;
- Суперэтатизм и бюрократия;
- Пролетарская революция и неудача построения социализма; причины этого;
- Действительные предпосылки для построения коммунизма (роль знания, автоматизации и компьютеризации производства, мировой интеграции, новой категории трудящихся);
- Препятствия на пути развития нового общества.]

2. Бузгалин А. В. Мутантный социализм: как противоречия возникновения СССР стали причинами его распада. В книге "СССР: Оптимистическая трагедия". Стр. 302-315. (В первую очередь разделы - "Ловушка XX века", "Мутантный социализм", "Уроки распада СССР".)
https://yadi.sk/d/bpHRi8PR33wkjU


Последний раз редактировалось borrissoff Вт дек 12, 2017 12:18 am, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт дек 12, 2017 12:02 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Для групп, у которых занятие в ЧЕТВЕРГ, в 16-20.

Читать -

2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/A_g2neSNkd9ah

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу?
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Материалистическое понимание истории.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВЕДОМОСТИ
СообщениеДобавлено: Вт дек 19, 2017 8:16 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Выкладываю Ведомости.

https://yadi.sk/d/TTkKsJiA3Qkcy3

Обозначение оценок:
5 = 5, 4+, +, +/-слэш;
4 = 4, +/-, +/=, а (активность) слэш;
3 (количество баллов) = 3, -/+, а (активность).

На левом поле - 1) красная черта - отлично; 2) синим "4".

Карандашом на правом поле - 1) количество отличных оценок, 2) количество хороших оценок, 3) общая сумма баллов.

- критерий выставления ПЯТЕРОК - не меньше 6 отличных оценок и наличие оценок активности (а). Исключение - Никулин Денис и Захаров Степан; с учетом высокого общего бала (˃70).
- критерий выставления ЧЕТВЕРОК - не меньше 40 баллов. Исключение - Овчинников Николай - 39 баллов.

ВАЖНО!!!

Зачет будет только по расписанию в четверг 28 декабря, с 12-40. (В связи с личными обстоятельствами.) Встреча у расписания.

И. В.
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
СообщениеДобавлено: Пт дек 22, 2017 6:58 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Вопросы к зачету:

Что такое философия? Объект и предмет философской рефлексии. Проблема смысла жизни. (По лекциям и по текстам Экклезиаста, Франка и Франкла.)
2. Платон: Учение Платона об «идеях» («видах»). Онтология (картина мира) Платона и его идея соответствия видов познания видам бытия. Понимание Платоном диалектики (По Асмусу.)
3. Аристотель: Критика Аристотелем учения Платона об "идеях". Общее с Платоном и отличия в трактовке знания и понятий. Онтология Аристотеля, учение о субстанции и причинах, форме и материи. Учение о перводвигателе. (По Асмусу.)
4. Новое время и возникновение естествознания. Естественно-научные открытия и их влияние на развитие нового мировоззрения. Проблема метода, борьба с аристотелианством, вклад Бэкона и его историческая ограниченность. Принцип cogito ergo sum Декарта и его значение для формирования субъект-объектного подхода. (По Скирбекку и Гилье.)
5. Коперниканский переворот в теории познания И. Канта. Соотношение априорных форм Канта и врожденных идей предшествовавшего рационализма. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом.) (По Канту и Гулыге.)
6. Смысл термина "трансцендентальный" применительно к философии Канта. Значение антиномий в кантовской философии. Критический характер философии Канта. (По Канту и Гулыге.)
7. Неопозитивизм XX в. Проблема демаркации. Понятие осмысленности и критерий верификации. Отношение к метафизике со стороны неопозитивистов и К. Поппера. (По Зотову; по Нейрату, Карнапу, Попперу (из журнала «Erkenntnis» – «Познание») и по справочным материалам «Логический позитивизм» и «Логический атомизм».)
8. Постпозитивизм. К. Поппер и критерий фальсификации. Т. Кун, И. Лакатос. Критика фальсификационизма Поппера, понятия научной парадигмы и исследовательской программы. (По Реале и Антисери.)
9. Моральная регламентация, ее особенности. Сходства и различия между моралью и философией. Отличие морали от нравственности (обычаев). (По Дробницкому.)
10. Этика Канта. Понятия интеллигибельного мира, свободы, доброй воли, долга и морального закона. Моральный императив и виды императивов. Отличие мира теории от мира практики. (По лекциям, Дробницкому и Гулыге.)
11. Концепция имморализма Ф. Ницше. Внешняя (социальная) и внутренняя иерархия в душе человека. Мораль рабов и мораль господ. (По Ницше.)
12. Социальная мысль в Античности (Платон, Аристотель) и в Новое время (Гоббс, Руссо, Гегель). Основные направления развития социально-философской мысли от Античности к Новому времени. (По Барулину.)
13. Платон и Аристотель о политическом устройстве общества. Связь общефилософских представлений с картиной общественно-политического устройства. Понимание Платоном справедливости и прав человека. Отличия позиций Платона и Аристотеля в отношении женщины, семьи и частной собственности. Аристотель о политическом праксисе.(По лекциям и материалам выложенным 27 ноября.)
14. И. Кант: Гражданское общество как социальный идеал. Телеология Канта. Соотношение индивида и человеческого рода. Источник развития человеческих взаимодействий в обществе. Государство, гражданское общество и просвещение. (По Канту – «Идея всеобщей истории».)
15. Философия Маркса и Энгельса. Сходство и отличия от позиций Гегеля и Фейербаха. Отчуждение труда и его проявления. (Мареевы.)
16. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Соотношение права (государства) и "гражданского общества. Общественное бытие и общественное сознание. Общественный базис и надстройка. (По Марксу. )

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Ср дек 27, 2017 9:47 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Напоминаю, завтра ЗАЧЕТ. В 12-40. Встреча у расписания.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 09, 2018 9:05 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/T2s4djrivAXup - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса; этимологическую характеристику языков средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник "хронологически": по тем смысловым блокам, как они присутствуют в поэме.

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

ключевые вопросы в тексте В. Франкла:

Феномен экзистенциального вакуума и его причины - Трактовка Франклом стремления к смыслу как специфической мотивации, свойственной человеку. - Отношение Франкла к статусу потребности в смысле в рамках концепции Маслоу ("пирамиды потребностей"). - Что такое самотрансценденция? - Соотношение смысла, счастья и наслаждения. Оценка наркомании и сексуальной зависимости (в контексте экзистенциальной фрустрации). Взаимосвязь сексуальности, любви и личностного начала. - Феномен интенциональности (соотношение агрессии и ненависти). Отношение Франкла к попыткам канализации и "сублимирования" агрессии. - Отношение к морализированию (в вопросах смысла жизни) и к морали. Что такое онтологизация морали? - Отличие нахождения смысла от восприятия гештальта. - Функция совести. - Проблема поиска смысла человечеством: проблемы и задачи, в которых может реализоваться этот поиск.

4. ТЕМЫ семинарских занятий от Дмитрия Анатольевича Цыплакова.
https://yadi.sk/i/1gDJB06B3McDx5



III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (по которым последние будут потом рассматриваться в самостоятельной работе):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Вс сен 23, 2018 1:28 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ по всем трем рассматриваемым авторам:
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Работу представить в табличной форме, в формате А4. Сдать на семинаре.

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Последний раз редактировалось borrissoff Вс сен 23, 2018 1:35 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Задание по 2 теме
СообщениеДобавлено: Вс сен 23, 2018 1:34 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
I. Выкладываю папку с материалами по Теме 2:
https://yadi.sk/d/kgTE1_o7vLUND

1) Книга седьмая из "Государства" Платона - ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ДОКЛАД по нему (есть онлайн-источник - http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos07.htm)

2) Она же, сокращенная, для всех остальных (ПО ЖЕЛАНИЮ);

3) ДЛЯ ВСЕХ - Асмус В. Ф. Античная философия. Глава IV. Платон. §2. Учение Платона об «идеях» («видах») и §3. Теория познания Платона. С. 184-210 (по внутренней разметке - справа-вверху)
(Есть хороший онлайновый источник -
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ph ... /index.php )

Вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

1. Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;
2. Наивысшая идея по Платону;
3. Телеологический характер философии Платона;
4.Онтологическая картина мира;
5.Соответствие видов познания видам бытия;
6.Что такое диалектика?
7.Религиозные источники платоновском трактовки души;
8.Классификация видов познания;
9.Статус математических объектов.

II. Пояснения для докладчиков по 7 книге "Государства" Платона:

Ниже - разбивка тематического содержания 7 книги, как она дана в самом тексте (в том варианте, который я выслал; она обозначена там вставками в квадратных скобках по центру страницы). Тематическая структура может быть выражена так - пунктами и подпунктами:

1.Символ пещеры.

2. Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) и
роль этого искусства в управлении государством.

2.1. Разделы наук, направленных на познание чистого бытия.

2.1.1.Счет и число как один из разделов познания чистого бытия.

2.1.1.1. Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия.

2.1.1.2. Созерцание тождественного

2.1.1.3. Обращение души от становления к истинному бытию. Искусство счета

2.1.2. Геометрия

2.1.3. Астрономия

2.1.4. Музыка

2.2. Диалектический метод

2.2.1. Определение диалектики

3. Еще об отборе правителей и их воспитании

3.1.Возрастная градация воспитания

3.2. Справедливость воспитывается в человеке с детства

Жирным шрифтом я выделил главные смысловые акценты, которые надо сделать. Отдельно - подчеркнув - выделил тему "Диалектики", которую надо осветить в основном ключе Книги.

Основной ключ к 7 книге "Государства" (он связан с политической проблематикой всего этого диалога Платона) - это рассмотрение не только самого содержания познания ("эйдосов" (идей), видов познания, диалектики), но и того, как это связано с управлением государства и подготовкой управленческих кадров:
Символ пещеры - как введение в тему истинного познания, нацеленного не на материю и становление, а на бытие (идеи) - Искусство обращения к созерцанию идей и науки, способствующие этому обращению - Отбор человеческого материала и формирование политических мужей по стадиям.

P. S. Вот ссылка на энц. статью о диалоге "Государство"-
http://iph.ras.ru/elib/0829.html
Может быть полезна.
Рекомендую также посмотреть справочный материал по теме - диалектика.

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн окт 01, 2018 9:46 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Материалы по Теме "Аристотель":

I. ДЛЯ ДОКЛАДА:
Аристотель. Метафизика. Книга первая. Главы первая и вторая. стр. - 23-26. (Номера страниц, как они указаны при просмотре на интерфейсе Яндекс-диска - внизу картинки.)
Ссылка на яндекс-диск - https://yadi.sk/i/-NfKkWXqbfhQy


Текст посвящен природе познания. Надо последовательно (как в работе Аристотеля) раскрыть содержание таких его сторон как чувства, опыт, знание, искусство (ремесло), мудрость, наука. Здесь же (глава 2) Аристотель в общем виде характеризует философию.

II. ДЛЯ ВСЕХ:

Читать учебник Асмуса, раздел, посвященный Аристотелю: параграфы "Критика учения Платона об "идеях" у Аристотеля", "Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием". (В издании, которое я выслал в прошлый раз, - стр. 266-288.)
Также напоминаю ссылку для онлайн чтения -
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ph ... /index.php

Уделить внимание таким вопросам:

- Общее с Платоном в трактовке знания и понятий;

- Основное отличие Аристотеля от Платона в трактовке понятий (идей);

- Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона;

- Что есть субстанция?

- Форма и материя, действительность и возможность; соотношение этих категорий применительно к субстанции на конкретном примере;

- 4 рода причин;

- Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем.


Часть из этих вопросов будет использована в самостоятельной по Платону и Аристотелю.

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс окт 07, 2018 2:14 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Выкладываю ссылки и материалы к домашнему заданию и докладам по Теме "Наука в Новое время. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт":

1) ДЛЯ ВСЕХ:
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-273 и 277-284 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322.
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ph ... /index.php

- Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" - https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Роль философии, ее самоопределение в изменившихся исторических условиях (в эпоху Возрождения и Нового времени).
2. Общемировоззренческое значение открытий Коперника, Кеплера, Ньютона.
3.Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье).
4. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -)
5. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -).
6. Три основных метода научного исследования (- / -).

2) ДЛЯ ДОКЛАДА по Декарту - "Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно);
http://e-libra.su/read/111411-rassuzhde ... aukax.html

- Части 1-3 (акцент на частях 1-2).
Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко.

Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога.

3) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ДОКЛАД по теме " Исаак Ньютон и Роберт Гук": осветить два момента -
- суть спора и конфликта Ньютона с Гуком;
- как этот конфликт может характеризовать взгляды Ньютона на то, что есть научное исследование, каковы требования оно предполагает к ученому.

Источники докладчики находят сами.
Есть ссылка на фрагмент работы Имре Лакатоса, где он упоминает неприятие Ньютоном исследовательской манеры Гука и где описывается метод его работы (рассчета движения планет в солнечной системе) - http://vikent.ru/enc/1927/

4) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Фрагмент работы Фрэнсиса Бэкона - Великое восстановление наук. Новый Органон. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА.
- https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJ

Сысловая структура текста:

С I по XXXVII афоризмы - тема идей:
идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом).
С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов.
С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы):
вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/
C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]:
основные принципы новой науки; критерий полезности.
Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике:
виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика.


И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Вт окт 09, 2018 4:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
Вопросы к самостоятельной по Платону и Аристотелю:

1. Схема картина реальности по Платону + способности познания, в соответствии с видами реальности.

2. Общее у Аристотеля с Платоном в трактовке знания.

3. Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона;

4. Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем.

Самостоятельные сдать к следующему занятию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн окт 15, 2018 9:25 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 469
Откуда: борисов игорь
I. ДЛЯ ВСЕХ -

1) Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. (2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.) Глава вторая. КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА. 1. Активность познания. (Весь раздел. - по разметке страниц, которая указана внутри текста - стр. 47-69.)

https://yadi.sk/i/FBdhpRAajpHZ4

2) Хрестоматия по философии, под ред. Радугина А. А. (Москва: Центр, 2001.) Тема 9. (Немецкая классическая философия. И. Кант) и Тема 13.
(ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА. 13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии. И. КАНТ. 1. О различии между чистым и эмпирическим познанием). (Стр. - по моей разметке внизу - 125-128 и 247-250.)

https://yadi.sk/i/xvaFon4ajpHgh

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(Скирбекк и Гилье)
2. В чем состоит "коперниковский переворот", совершенный Кантом (по его собственному заявлению)? (по Гулыге)
3. В чем отличие априорных кантовских форм от врожденных идей рационализма (по Гулыге и Хрестоматии).
4. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом). ( - / -)
5. Значение антиномий по Канту ( - / -).
6. Каково значение слова "критика" в названии работы Канта "Критика чистого разума" и почему его философия называется "критической" ( - / - , или по другим источникам).
7. Смысл термина "трансцендентальный" ( - / -).

ДЛЯ ДОКЛАДА:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика. Эмпирицистская критика. Представление о причинности. Стр. 377-385.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/75.php

Главный момент - критика Юмом идеи причинности.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 180 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB