НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Сб сен 18, 2021 8:20 am

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 247 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс дек 13, 2020 4:49 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/7oLVK44rM7Hj-Q

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу?
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Материалистическое понимание истории.

ДЛЯ ДОКЛАДА по теме : "Фашизм":

1. Статья «Фашизм» в Википедии.

2. Никита Быстров. «Фашизм» как идеологема. [о фашизме как ругательстве]
https://forum-msk.org/material/politic/4138179.html

3. «Альтернативы», 2008, Дискуссия "Социализм и фашизм", стр. 113-143; общую характеристику фашизма и его отличий от социализма содержит выступление А. И. Колганова, оно в самом начале (за вступительным словом А. Бузгалина).

https://yadi.sk/i/hdInyRsLNUjlIw

4. Галкин А. А. О фашизме – его сущности, корнях, признаках и формах проявления.
Особенно - С. 10-12.

https://docplayer.ru/29190555-O-fashizm ... eniya.html

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ -

Тарасов А. Н. "Суперэтатизм и социализм"
http://scepsis.net/library/id_102.html

Статья о том, что было построено в б. СССР после Октябрьской революции.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 20, 2020 2:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
Зачет пройдет по расписанию - 22 декабря, для тех у кого занятие во ВТОРНИК, в 10-50. В 316 ауд.
И 24 декабря, в 14-30, ДЛЯ ВСЕХ. Номер аудитории сообщу позже.
В билете - 1 вопрос.
На зачете пользоваться конспектами, печатными и другими материалами нельзя.


Вопросы к зачету:

Что такое философия? Объект и предмет философской рефлексии. Проблема смысла жизни. (По лекциям и по текстам Экклезиаста, Франка и Франкла.)
2. Платон: Учение Платона об «идеях» («видах»). Онтология (картина мира) Платона и его идея соответствия видов познания видам бытия. Понимание Платоном диалектики (По Асмусу.)
3. Аристотель: Критика Аристотелем учения Платона об "идеях". Общее с Платоном и отличия в трактовке знания. Онтология Аристотеля, учение о субстанции и причинах, форме и материи. Учение о перводвигателе. (По Асмусу.)
4. Новое время и возникновение естествознания. Естественно-научные открытия и их влияние на развитие нового мировоззрения. Проблема метода, борьба с аристотелианством, вклад Бэкона и его историческая ограниченность. Принцип cogito ergo sum Декарта и его значение для формирования субъект-объектного подхода. (По Скирбекку и Гилье.)
5. Коперниканский переворот в теории познания И. Канта. Соотношение априорных форм Канта и врожденных идей предшествовавшего рационализма. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом.) (По Канту и Гулыге.)
6. Смысл термина "трансцендентальный" применительно к философии Канта. Значение антиномий в кантовской философии. Критический характер философии Канта. (По Канту и Гулыге.)
7. Неопозитивизм XX в. Проблема демаркации. Понятие осмысленности и критерий верификации. Отношение к метафизике со стороны неопозитивистов и К. Поппера. (По Зотову; по Нейрату, Карнапу, Попперу (из журнала «Erkenntnis» – «Познание») и по справочным материалам «Логический позитивизм» и «Логический атомизм».)
8. Постпозитивизм. К. Поппер и критерий фальсификации. Т. Кун, И. Лакатос. Критика фальсификационизма Поппера, понятия научной парадигмы и исследовательской программы. (По Реале и Антисери.)
9. Моральная регламентация, ее особенности. Сходства и различия между моралью и философией. Отличие морали от нравственности (обычаев). (По Дробницкому.)
10. Этика Канта. Понятия интеллигибельного мира, свободы, доброй воли, долга и морального закона. Моральный императив и виды императивов. Отличие мира теории от мира практики. (По лекциям, Канту и Гулыге.)
11. Концепция имморализма Ф. Ницше. Внешняя (социальная) и внутренняя иерархия в душе человека. Характеристика аристократизма. Мораль рабов и мораль господ. (По Ницше.)
12. Социальная мысль в Античности (Платон, Аристотель) и в Новое время (Гоббс, Руссо). Основные направления развития социально-философской мысли от Античности к Новому времени. Изменения во взглядах на исторический процесс. (По Барулину.)
13. Платон и Аристотель о политическом устройстве общества. Связь общефилософских представлений с картиной общественно-политического устройства. Понимание Платоном справедливости и прав человека. Отличия позиций Платона и Аристотеля в отношении женщины, семьи и частной собственности. Аристотель о политическом праксисе.(По лекциям и материалам выложенным по этой теме.)
14. И. Кант: Гражданское общество как социальный идеал. Телеология Канта. Соотношение индивида и человеческого рода. Источник развития человека и общества. Государство, гражданское общество и просвещение. (По Канту – «Идея всеобщей истории».)
15. Философия Маркса и Энгельса. Сходство и отличия от позиций Гегеля и Фейербаха. Отчуждение труда и его проявления. Понятие экономической формации. (Маркс и Мареевы.)

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ПРОСЬБА
СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2020 4:04 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
Здравствуйте.
Обращаюсь к вам с личной просьбой. Мой университетский коллега – социальный психолог – в рамках своего исследования проводит апробацию теста. Вы можете ему помочь. И, кроме того, вам, возможно будет самим интересно выразить свое мнение и дать свою оценку по предложенному вопросу.

Тест предполагает участие в опросе только ПО ОДНОЙ из ссылок.
Для тех из вас, кого коллега включил в группу А, – соответственно, ссылка А.
Для тех, кого он включил в группу В, – ссылка В.

Ссылка А

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIp ... sp=sf_link

Ссылка В

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIp ... sp=sf_link

Состав групп в файлах, которые прилагаются ниже.
Опрос не займет много времени. Своим участием вы поможете хорошему делу.
Как говорил один из героев Толкиена – заранее «птебдого бдагодадед».

И. В.


Вложения:
Группа В бакалавры.doc [29 КБ]
Скачиваний: 35
Группа А бакалавры.doc [29 КБ]
Скачиваний: 44
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАЧЕТ
СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2020 1:30 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
Зачет завтра (24.12) в 14-30 в ауд. 204. (Где раньше проводились семинары.)

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2020 2:18 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
Дистанционный дифференцированный зачет, как я уже говорил, 28 декабря в понедельник, в 10-50.
Из аудитории 218, ссылка -

https://meet.google.com/nbh-yxqp-ivv

Билеты можно будет брать НЕ СРАЗУ ВСЕМ, а постепенно, по 2-3 человека. Время на подготовку 30 минут. Просьба - идти отвечать с планом ответа (пункты с подпунктами, как на школьном сочинении). Это убыстрит процесс и может облегчить получение хорошей оценки.

Возможность получить "3" автоматом в силе ДО ТОГО, КАК ПОЛУЧЕН БИЛЕТ.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ПЕРЕСДАЧА ЗАЧЕТА
СообщениеДобавлено: Вс янв 24, 2021 11:39 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
Пересдача зачета 27-го, в 10-00. Ссылка (из 218 ауд.) - https://meet.google.com/nbh-yxqp-ivv

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2021 2:55 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 604
Откуда: борисов игорь
I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы для Докладов по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/T2s4djrivAXup - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса; этимологическую характеристику языков средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник "хронологически": по тем смысловым блокам, как они присутствуют в поэме.

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

ключевые вопросы в тексте В. Франкла:

Феномен экзистенциального вакуума и его причины - Трактовка Франклом стремления к смыслу как специфической мотивации, свойственной человеку. - Отношение Франкла к статусу потребности в смысле в рамках концепции Маслоу ("пирамиды потребностей"). - Что такое самотрансценденция? - Соотношение смысла, счастья и наслаждения. Оценка наркомании и сексуальной зависимости (в контексте экзистенциальной фрустрации). Взаимосвязь сексуальности, любви и личностного начала. - Феномен интенциональности (соотношение агрессии и ненависти). Отношение Франкла к попыткам канализации и "сублимирования" агрессии. - Отношение к морализированию (в вопросах смысла жизни) и к морали. Что такое онтологизация морали? - Отличие нахождения смысла от восприятия гештальта. - Функция совести. - Проблема поиска смысла человечеством: проблемы и задачи, в которых может реализоваться этот поиск.

III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (они будут потом обсуждаться на семинаре; возможно написание по ним самостоятельной работы):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 247 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB