НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Вс ноя 19, 2017 11:59 am

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 146 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт ноя 27, 2015 1:30 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВИКТОРИИ ФИЛЬКОВОЙ:

Вот эта книга: "Загадка доктора Хауса человека и сериала" - http://etextlib.ru/Book/DownLoadPDFFile/5314

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 06, 2015 11:26 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Высылаю материалы по Теме 11 -

(Доступны также на 3 стр. этой ветки, вместе с сообщением от 30 ноября 2013 г.)

1. Барулин В. С. Социальная философия. Глава 1. Из истории социальной философии.
https://yadi.sk/i/QIbllXs4m2T9P


2. Материалы по Платону и Аристотелю.
https://yadi.sk/i/XJJ3B9hxm2TBc


1. ДЛЯ ВСЕХ -
Барулин: параграф 1 "Социальная философия до XIX века: основные вехи философского познания природы общества и законов его развития" (стр. 1-6). Вопросы к обсуждению:
- особенности рассмотрения общества и государства Платоном и Аристотелеи;
- основной вклад Т. Гоббса в развитие социальной философии;
- какие стороны, реалии общественной жизни становятся предметом отдельного рассмотрения (не как производное от государственных структур);
- три направления, по которым изменялось понимание общественной жизни в Новое время;
- вклад христианства в развитие представлений об историческом процессе;

и первые 2 страницы из текста о Платоне и Аристотеле ("Греческий полис: человек в сообществе").
Вопросы к обсуждению:
- общая характеристика полисной организации общества;
- общий подход к рассмотрению человека и общества Платоном и Аристотелем;
- особенность трактовки ими прав человека.

2. Платона (стр. 3-18) и Аристотеля (стр. 18-31) готовить раздельно по двум подгруппам, на которые поделились на занятии (те, кто не был на занятии, выбирают по желанию одного из философов).

Вопросы к тексту по Платону:

- биография Платона, его политические взгляды;
- учение о трех частях души и трех социальных группах;
- 3 вида добродетели индивидов;
- справедливость как общественная добродетель; ее определение;
- формы государственного устройства;
- система воспитания в идеальном государстве Платона;
- аргументы в пользу особой роли "экспертов" (философов) в управлении государством; отличие их от современных экспертов;
- отношение Платона к роли женщин, к семье и частной собственности;
- трактовка экономики и соотношения политики и экономики Платоном.

Вопросы к тексту по Аристотелю:

- биография Аристотеля;
- понятие этической компетенции (фронезис);
- понятие индивидуального этоса и добродетели (арете);
- этапы социализации по Аристотелю;
- отношение Аристотеля к роли женщин, к семье и частной собственности;
- отличие праксиса от пойезиса;
- оценка компетентности народа и его роли в политическом процессе;
- формы государственного устройства по Аристотелю; характеристика "умеренной демократии";
- трактовка блага Аристотелем и отличие ее от трактовки Платоном;

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СообщениеДобавлено: Вт дек 15, 2015 3:45 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
К следующему занятию читать:

1. Гулыга А.В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия" - "Примат практического разума". (Последние две страницы раздела, посвященные статье Канта "Идея всеобщей истории" ~ С. 78-81, по внутренней разметке.)

https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK

2. Кант И. Идея всеобщей истории.

https://yadi.sk/d/xJnUdzYBkeckV

Вопросы к статье:

1. Почему развитие природных задатков человека осуществляется в роде?
[соотношение позиции Канта по этому вопросу с позицией Франка (его утверждением бессмысленности грядущего счастья при несчастьи прошлых поколений)]

2. Отличие человеческих достоинств от природных задатков животных.

3. Средство, которым природа заставляет человека развить свои способности.

4. Всеобщее правовое гражданское общество как цель человеческой природы.

5. Связь гражданских свобод с уровнем развития современных государств (почему государства не могут пренебрегать культурой и гражданскими свободами?).

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
СообщениеДобавлено: Вт дек 15, 2015 3:52 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Вопросы к зачету:

1. Что такое философия? Объект и предмет философской рефлексии. Проблема смысла жизни. (По лекциям и заслушанным докладам по Экклезиасту, Франку и Франклу.)
2. Теория познания в античности: от софистов к Платону. Проблема общих понятий. Учение Платона об «идеях» («видах»). Онтология и теория познания Платона. (По Асмусу.)
3. Аристотель: Критика Аристотелем учения Платона об "идеях". Онтология Аристотеля, учение о субстанции, причинах и виды движения. (По Асмусу.)
4. Новое время и возникновение естествознания. Естественно-научные открытия и их влияние на развитие нового мировоззрения. Проблема метода, борьба с аристотелианством, вклад Бэкона и его историческая ограниченность. Формирование субъект-объектного подхода. (По Скирбекку и Гилье.)
5. Теория познания в Новое время: рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бекона и Д. Юма. (По Скирбекку и Гилье.)
6. Коперникианский переворот в теории познания И. Канта. Соотношение трансцендентальных форм Канта и врожденных идей предшествовавшего рационализма. Разум и рассудок. Критический характер философии Канта. (По Канту и Гулыге.)
7. Первый и второй позитивизм. Причины возникновения и упадка (О.Конт, Э. Мах, Р. Авенариус). (По лекциям.)
8. Позитивизм XX в. Возрождение эмпиризма. Проблема демаркации. Понятие осмысленности и критерий верификации. Отношение к метафизике. (По Зотову; по Нейрату, Карнапу, Попперу (из журнала «Erkenntnis» – «Познание») и по материалам «Логический позитивизм» и «Логический атомизм».)
9. Постпозитивизм. К. Поппер и критерий фальсификации. Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос. Критика фальсификационизма Поппера, понятия научной парадигмы и исследовательской программы. (По Реале и Антисери.)
10. Моральная регламентация, ее особенности. Сходства и различия между моралью и философией. Отличие морали от нравственности (обычаев). (По Дробницкому.)
11. Этика Канта. Понятия интеллигибельного мира, разума, доброй воли, долга и свободы, и их взаимосвязь. Моральный императив и виды императивов. (По лекциям, Дробницкому и Гулыге.)
12. Социальная мысль в Античности (Платон, Аристотель) и в Новое время (Гоббс, Руссо, Гегель). Основные направления развития социально-философской мысли от Античности к Новому времени. (По Барулину.)
13. Платон и Аристотель о политическом устройстве общества. Связь общефилософских представлений с картиной общественно-политического устройства. Понимание Платоном справедливости и прав человека. Отличия позиций Платона и Аристотеля в отношении женщины, семьи и частной собственности. (По лекциям и материалам выложенным 30 ноября; доступы до 29.I.2014.)
14. И. Кант: Гражданское общество как социальный идеал. Телеология Канта. Соотношение индивида и человеческого рода. Источник развития человеческих взаимодействий в обществе. Государство, гражданское общество и просвещение. (По Канту – «Идея всеобщей истории».)
15. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Общественное бытие и общественное сознание. Формационный подход и источник формационного изменения общества (по Марксу).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Ср дек 16, 2015 8:26 pm 
Не в сети
Редкий гость

Зарегистрирован: Пн ноя 23, 2015 11:53 pm
Сообщения: 4
Здравствуйте, Вы приложили файл по Канту "Основы метафизики нравственности".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ИСПРАВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Ср дек 16, 2015 11:47 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Да, ошибся.
Исправляю ссылку - https://yadi.sk/i/hysdilqRmEb2g

(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.)

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАЧЕТ
СообщениеДобавлено: Вт дек 22, 2015 9:53 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Напоминаю, что зачет будет проходить по расписанию в тех же аудиториях, где были занятия. Но приходить можно всем (со всех групп).
Вопросы вывешены выше. Готовить все кроме 15-го (по Марксу).
Печатными и электронными источниками пользоваться нельзя.
Билет с одним вопросом (всего).

И. В.
8-913-958-41-38
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: МИХАИЛУ ДЯТЛОВУ
СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2015 6:25 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Михаил Дятлов,
позвоните мне.
И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Пересдача
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2015 5:40 pm 
Не в сети
Редкий гость

Зарегистрирован: Вс дек 27, 2015 5:38 pm
Сообщения: 1
Добрый день! Сообщите пожалуйста день, время и место пересдачи по философии.
Спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАЧЕТ
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2015 10:49 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Зачет завтра и послезавтра, 28-го, в 15-00 и 29-го, в 15-00.
Аудиторию надо будет найти. Встреча у расписания ФФ.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание.
СообщениеДобавлено: Вс сен 04, 2016 10:07 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/DI0TyQhOitVEU - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса; этимологическую характеристику языков средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник "хронологически": по тем смысловым блокам, как они присутствуют в поэме.

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

4. ТЕМЫ семинарских занятий от Дмитрия Анатольевича Цыплакова.



III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (по которым последние будут потом рассматриваться в самостоятельной работе):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-913-958-41-38

P. S. Те, кто не был на семинаре, выбирайте любого автора на свой вкус.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 18, 2016 9:43 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Прошу извинений у группы, у которой занятие в Пятницу в 14-30. В виду бесконечных изменений моего расписания я все перепутал и ждал этого занятия в 16-20. Можно и нужно компенсировать пропуск когда-нибудь. Но это технически сделать сейчас очень тяжело. Придется упростить контрольное задание. ТЕМ, чье занятие я пропустил, отвечать по 4-м вопросам (о них я говорил) ТОЛЬКО ПО СВОЕМУ автору (Экклезиасту, Франку или Франклу).

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 18, 2016 9:43 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
I. Выкладываю папку с материалами по Теме 2:
https://yadi.sk/d/kgTE1_o7vLUND

Она находится на 4 стр. этой ветки, в сообщении от 22 сентября 2014.

1) Книга седьмая из "Государства" Платона - ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ДОКЛАД по нему (есть онлайн-источник - http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos07.htm )

2) Она же, сокращенная, для всех остальных (ПО ЖЕЛАНИЮ);

3) ДЛЯ ВСЕХ - Асмус В. Ф. Античная философия. Глава IV. Платон. §2. Учение Платона об «идеях» («видах») и §3. Теория познания Платона. С. 184-210 (по внутренней разметке - справа-вверху)
(Есть хороший онлайновый источник - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... /index.php)

II. Пояснения для докладчиков по 7 книге "Государства" Платона:

Ниже - разбивка тематического содержания 7 книги, как она дана в самом тексте (в том варианте, который я выслал; она обозначена там вставками в квадратных скобках по центру страницы). Тематическая структура может быть выражена так - пунктами и подпунктами:

1.Символ пещеры.

2. Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) и
роль этого искусства в управлении государством.

2.1. Разделы наук, направленных на познание чистого бытия.

2.1.1.Счет и число как один из разделов познания чистого бытия.

2.1.1.1. Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия.

2.1.1.2. Созерцание тождественного

2.1.1.3. Обращение души от становления к истинному бытию. Искусство счета

2.1.2. Геометрия

2.1.3. Астрономия

2.1.4. Музыка

2.2. Диалектический метод

2.2.1. Определение диалектики

3. Еще об отборе правителей и их воспитании

3.1.Возрастная градация воспитания

3.2. Справедливость воспитывается в человеке с детства

Жирным шрифтом я выделил главные смысловые акценты, которые надо сделать. Отдельно - подчеркнув - выделил тему "Диалектики", которую надо осветить в основном ключе Книги.

Основной ключ к 7 книге "Государства" (он связан с политической проблематикой всего этого диалога Платона) - это рассмотрение не только самого содержания познания ("эйдосов" (идей), видов познания, диалектики), но и того, как это связано с управлением государства и подготовкой управленческих кадров:
Символ пещеры - как введение в тему истинного познания, нацеленного не на материю и становление, а на бытие (идеи) - Искусство обращения к созерцанию идей и науки, способствующие этому обращению - Отбор человеческого материала и формирование политических мужей по стадиям.

P. S. Вот ссылка на энц. статью о диалоге "Государство"-
http://iph.ras.ru/elib/0829.html
Может быть полезна.
Рекомендую также посмотреть справочный материал по теме - диалектика.

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Чт сен 22, 2016 1:31 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
Забыл выложить вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

- Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;

- Наивысшая идея по Платону;

- Телеологический характер философии Платона;

- Онтологическая картина мира;

- Соответствие видов познания видам бытия;

- Что такое диалектика?

- Религиозные источники платоновском трактовки души;

- Классификация видов познания;

- Статус математических объектов.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 25, 2016 9:53 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 149
Откуда: борисов игорь
I. ДЛЯ ДОКЛАДА:
Аристотель. Метафизика. Книга первая. Главы первая и вторая. стр. - 23-26. (Номера страниц, как они указаны при просмотре на интерфейсе Яндекс-диска - внизу картинки.)
Ссылка на яндекс-диск - https://yadi.sk/i/-NfKkWXqbfhQy


Текст посвящен природе познания. Надо последовательно (как в работе Аристотеля) раскрыть содержание таких его сторон как чувства, опыт, знание, искусство (ремесло), мудрость, наука. Здесь же (глава 2) Аристотель в общем виде характеризует философию.

II. ДЛЯ ВСЕХ:

Читать учебник Асмуса, раздел, посвященный Аристотелю: параграфы "Критика учения Платона об "идеях" у Аристотеля", "Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием" (В издании, которое я выслал, - стр. 266-288. Но подойдет любое издание.)
Уделить внимание таким вопросам:

- Общее с Платоном в трактовке знания и понятий;

- Основное отличие Аристотеля от Платона в трактовке понятий (идей);

- Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона;

- Что есть субстанция?

- Форма и материя, действительность и возможность; соотношение этих категорий применительно к субстанции на конкретном примере;

- 4 рода причин;

- Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем;

- Виды и субстраты пространственного движения.

Часть из этих вопросов будет использована в самостоятельной по Платону и Аристотелю.

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 146 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Aldentusy, astek156, Google [Bot], KevenPa, Morozov_I_I и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB