НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Ср окт 20, 2021 3:54 am

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 253 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс дек 13, 2020 4:49 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/7oLVK44rM7Hj-Q

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу?
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Материалистическое понимание истории.

ДЛЯ ДОКЛАДА по теме : "Фашизм":

1. Статья «Фашизм» в Википедии.

2. Никита Быстров. «Фашизм» как идеологема. [о фашизме как ругательстве]
https://forum-msk.org/material/politic/4138179.html

3. «Альтернативы», 2008, Дискуссия "Социализм и фашизм", стр. 113-143; общую характеристику фашизма и его отличий от социализма содержит выступление А. И. Колганова, оно в самом начале (за вступительным словом А. Бузгалина).

https://yadi.sk/i/hdInyRsLNUjlIw

4. Галкин А. А. О фашизме – его сущности, корнях, признаках и формах проявления.
Особенно - С. 10-12.

https://docplayer.ru/29190555-O-fashizm ... eniya.html

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ -

Тарасов А. Н. "Суперэтатизм и социализм"
http://scepsis.net/library/id_102.html

Статья о том, что было построено в б. СССР после Октябрьской революции.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 20, 2020 2:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Зачет пройдет по расписанию - 22 декабря, для тех у кого занятие во ВТОРНИК, в 10-50. В 316 ауд.
И 24 декабря, в 14-30, ДЛЯ ВСЕХ. Номер аудитории сообщу позже.
В билете - 1 вопрос.
На зачете пользоваться конспектами, печатными и другими материалами нельзя.


Вопросы к зачету:

Что такое философия? Объект и предмет философской рефлексии. Проблема смысла жизни. (По лекциям и по текстам Экклезиаста, Франка и Франкла.)
2. Платон: Учение Платона об «идеях» («видах»). Онтология (картина мира) Платона и его идея соответствия видов познания видам бытия. Понимание Платоном диалектики (По Асмусу.)
3. Аристотель: Критика Аристотелем учения Платона об "идеях". Общее с Платоном и отличия в трактовке знания. Онтология Аристотеля, учение о субстанции и причинах, форме и материи. Учение о перводвигателе. (По Асмусу.)
4. Новое время и возникновение естествознания. Естественно-научные открытия и их влияние на развитие нового мировоззрения. Проблема метода, борьба с аристотелианством, вклад Бэкона и его историческая ограниченность. Принцип cogito ergo sum Декарта и его значение для формирования субъект-объектного подхода. (По Скирбекку и Гилье.)
5. Коперниканский переворот в теории познания И. Канта. Соотношение априорных форм Канта и врожденных идей предшествовавшего рационализма. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом.) (По Канту и Гулыге.)
6. Смысл термина "трансцендентальный" применительно к философии Канта. Значение антиномий в кантовской философии. Критический характер философии Канта. (По Канту и Гулыге.)
7. Неопозитивизм XX в. Проблема демаркации. Понятие осмысленности и критерий верификации. Отношение к метафизике со стороны неопозитивистов и К. Поппера. (По Зотову; по Нейрату, Карнапу, Попперу (из журнала «Erkenntnis» – «Познание») и по справочным материалам «Логический позитивизм» и «Логический атомизм».)
8. Постпозитивизм. К. Поппер и критерий фальсификации. Т. Кун, И. Лакатос. Критика фальсификационизма Поппера, понятия научной парадигмы и исследовательской программы. (По Реале и Антисери.)
9. Моральная регламентация, ее особенности. Сходства и различия между моралью и философией. Отличие морали от нравственности (обычаев). (По Дробницкому.)
10. Этика Канта. Понятия интеллигибельного мира, свободы, доброй воли, долга и морального закона. Моральный императив и виды императивов. Отличие мира теории от мира практики. (По лекциям, Канту и Гулыге.)
11. Концепция имморализма Ф. Ницше. Внешняя (социальная) и внутренняя иерархия в душе человека. Характеристика аристократизма. Мораль рабов и мораль господ. (По Ницше.)
12. Социальная мысль в Античности (Платон, Аристотель) и в Новое время (Гоббс, Руссо). Основные направления развития социально-философской мысли от Античности к Новому времени. Изменения во взглядах на исторический процесс. (По Барулину.)
13. Платон и Аристотель о политическом устройстве общества. Связь общефилософских представлений с картиной общественно-политического устройства. Понимание Платоном справедливости и прав человека. Отличия позиций Платона и Аристотеля в отношении женщины, семьи и частной собственности. Аристотель о политическом праксисе.(По лекциям и материалам выложенным по этой теме.)
14. И. Кант: Гражданское общество как социальный идеал. Телеология Канта. Соотношение индивида и человеческого рода. Источник развития человека и общества. Государство, гражданское общество и просвещение. (По Канту – «Идея всеобщей истории».)
15. Философия Маркса и Энгельса. Сходство и отличия от позиций Гегеля и Фейербаха. Отчуждение труда и его проявления. Понятие экономической формации. (Маркс и Мареевы.)

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ПРОСЬБА
СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2020 4:04 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Здравствуйте.
Обращаюсь к вам с личной просьбой. Мой университетский коллега – социальный психолог – в рамках своего исследования проводит апробацию теста. Вы можете ему помочь. И, кроме того, вам, возможно будет самим интересно выразить свое мнение и дать свою оценку по предложенному вопросу.

Тест предполагает участие в опросе только ПО ОДНОЙ из ссылок.
Для тех из вас, кого коллега включил в группу А, – соответственно, ссылка А.
Для тех, кого он включил в группу В, – ссылка В.

Ссылка А

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIp ... sp=sf_link

Ссылка В

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIp ... sp=sf_link

Состав групп в файлах, которые прилагаются ниже.
Опрос не займет много времени. Своим участием вы поможете хорошему делу.
Как говорил один из героев Толкиена – заранее «птебдого бдагодадед».

И. В.


Вложения:
Группа В бакалавры.doc [29 КБ]
Скачиваний: 42
Группа А бакалавры.doc [29 КБ]
Скачиваний: 54
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАЧЕТ
СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2020 1:30 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Зачет завтра (24.12) в 14-30 в ауд. 204. (Где раньше проводились семинары.)

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2020 2:18 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Дистанционный дифференцированный зачет, как я уже говорил, 28 декабря в понедельник, в 10-50.
Из аудитории 218, ссылка -

https://meet.google.com/nbh-yxqp-ivv

Билеты можно будет брать НЕ СРАЗУ ВСЕМ, а постепенно, по 2-3 человека. Время на подготовку 30 минут. Просьба - идти отвечать с планом ответа (пункты с подпунктами, как на школьном сочинении). Это убыстрит процесс и может облегчить получение хорошей оценки.

Возможность получить "3" автоматом в силе ДО ТОГО, КАК ПОЛУЧЕН БИЛЕТ.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ПЕРЕСДАЧА ЗАЧЕТА
СообщениеДобавлено: Вс янв 24, 2021 11:39 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Пересдача зачета 27-го, в 10-00. Ссылка (из 218 ауд.) - https://meet.google.com/nbh-yxqp-ivv

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 05, 2021 2:55 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы для Докладов по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/T2s4djrivAXup - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса; этимологическую характеристику языков средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник "хронологически": по тем смысловым блокам, как они присутствуют в поэме.

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

ключевые вопросы в тексте В. Франкла:

Феномен экзистенциального вакуума и его причины - Трактовка Франклом стремления к смыслу как специфической мотивации, свойственной человеку. - Отношение Франкла к статусу потребности в смысле в рамках концепции Маслоу ("пирамиды потребностей"). - Что такое самотрансценденция? - Соотношение смысла, счастья и наслаждения. Оценка наркомании и сексуальной зависимости (в контексте экзистенциальной фрустрации). Взаимосвязь сексуальности, любви и личностного начала. - Феномен интенциональности (соотношение агрессии и ненависти). Отношение Франкла к попыткам канализации и "сублимирования" агрессии. - Отношение к морализированию (в вопросах смысла жизни) и к морали. Что такое онтологизация морали? - Отличие нахождения смысла от восприятия гештальта. - Функция совести. - Проблема поиска смысла человечеством: проблемы и задачи, в которых может реализоваться этот поиск.

III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (они будут потом обсуждаться на семинаре; возможно написание по ним самостоятельной работы):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн сен 27, 2021 7:42 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Извините за задержку. Восстанавливал материал.

ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЕ В ЧЕТВЕРГ.

I. Выкладываю папку с материалами по Теме 2 - Платон-Аристотель:
https://yadi.sk/d/kgTE1_o7vLUND

1) Книга седьмая из "Государства" Платона - ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ДОКЛАД по нему (есть онлайн-источник - http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos07.htm)

2) Она же, сокращенная, для всех остальных (ПО ЖЕЛАНИЮ)

3) Статья Кошеленко Г. А. "Древнегреческий полис" ДЛЯ ДОКЛАДА. В конце статьи - два последних абзаца - указаны основные смысловые пункты, можно использовать в качестве плана.
https://disk.yandex.ru/i/D_nPi0VhlrBwdA

4) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ - Асмус В. Ф. Античная философия. Глава IV. Платон. §2. Учение Платона об «идеях» («видах») и §3. Теория познания Платона. С. 184-210 (по внутренней разметке - справа-вверху)
Есть хороший онлайновый источник - http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/

Вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

1. Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;
2. Наивысшая идея по Платону;
3. Телеологический характер философии Платона;
4.Онтологическая картина мира;
5.Соответствие видов познания видам бытия;
6.Что такое диалектика?
7.Религиозные источники платоновском трактовки души;
8.Классификация видов познания;
9.Статус математических объектов.

II. Пояснения для докладчиков по 7 книге "Государства" Платона:

Ниже - разбивка тематического содержания 7 книги, как она дана в самом тексте (в том варианте, который я выслал; она обозначена там вставками в квадратных скобках по центру страницы). Тематическая структура может быть выражена так - пунктами и подпунктами:

1.Символ пещеры.

2. Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) и
роль этого искусства в управлении государством.

2.1. Разделы наук, направленных на познание чистого бытия.

2.1.1.Счет и число как один из разделов познания чистого бытия.

2.1.1.1. Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия.

2.1.1.2. Созерцание тождественного

2.1.1.3. Обращение души от становления к истинному бытию. Искусство счета

2.1.2. Геометрия

2.1.3. Астрономия

2.1.4. Музыка

2.2. Диалектический метод

2.2.1. Определение диалектики

3. Еще об отборе правителей и их воспитании

3.1.Возрастная градация воспитания

3.2. Справедливость воспитывается в человеке с детства

Основной ключ к 7 книге "Государства" (он связан с политической проблематикой всего этого диалога Платона) - это рассмотрение не только самого содержания познания ("эйдосов" (идей), видов познания, диалектики), но и того, как это связано с управлением государства и подготовкой управленческих кадров:
Символ пещеры - как введение в тему истинного познания, нацеленного не на материю и становление, а на бытие (идеи) - Искусство обращения к созерцанию идей и науки, способствующие этому обращению - Отбор человеческого материала и формирование политических мужей по стадиям.

P. S. Вот ссылка на энц. статью о диалоге "Государство"-
http://iph.ras.ru/elib/0829.html
Может быть полезна.
Рекомендую также посмотреть справочный материал по теме - диалектика.

III. Принести самостоятельную работу: ответы по 4 вопросам (см. в конце предыдущего задания) по трем авторам (Экклезиаст, Франк, Франкл). Объем работы - лист А4.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн окт 04, 2021 2:01 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Материалы по Теме "Аристотель":

I. ДЛЯ ДОКЛАДА:
Аристотель. Метафизика. Книга первая. Главы первая и вторая. стр. - 23-26. (Номера страниц, как они указаны при просмотре на интерфейсе Яндекс-диска - внизу картинки. По разметке в самой книге - стр. 19-22.)
Ссылка на яндекс-диск - https://yadi.sk/i/-NfKkWXqbfhQy


Текст посвящен природе познания. Надо последовательно (как в работе Аристотеля) раскрыть содержание таких его сторон как чувства, опыт, знание, искусство (ремесло), мудрость, наука. Здесь же (глава 2) Аристотель в общем виде характеризует философию.

II. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

учебник В. Ф. Асмуса, раздел, посвященный Аристотелю: параграфы "Критика учения Платона об "идеях" у Аристотеля", "Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием". (В издании, которое я выслал в прошлый раз, - стр. 266-288.)
Также напоминаю ссылку для онлайн чтения -
http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/

Вопросы к тексту:

- Общее с Платоном в трактовке знания и понятий;

- Основное отличие Аристотеля от Платона в трактовке понятий (идей);

- Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона;

- Что есть субстанция?

- Форма и материя, действительность и возможность; соотношение этих категорий применительно к субстанции на конкретном примере;

- 4 рода причин;

- Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем.


И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс окт 10, 2021 2:49 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Выкладываю ссылки и материалы к занятиям по Теме "Наука в Новое время. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт":

I. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:
1) Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-272 и 277-283 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322.
https://disk.yandex.ru/i/BWVe6nzJ3tl5eg

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

1. Роль философии, ее самоопределение в изменившихся исторических условиях (в эпоху Возрождения и Нового времени).
2. Общемировоззренческое значение открытий Коперника, Кеплера, Ньютона.
3.Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье).
4. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -)
5. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -).
6. Три основных метода научного исследования (- / -).

2) Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" - https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM

3) Фрагмент работы Фрэнсиса Бэкона - Великое восстановление наук. Новый Органон. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА.
- https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJ

Сысловая структура текста:

С I по XXXVII афоризмы - тема идей:
идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом).
С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов.
С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы):
вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/
C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]:
основные принципы новой науки; критерий полезности.
Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике:
виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика.


II. ДЛЯ ДОКЛАДОВ:
1) по Декарту - "Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно);
http://psylib.org.ua/books/dekar01/

- Части 1-3 (акцент на частях 1-2).
Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко.

Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога.

2) ДОКЛАД по теме " Исаак Ньютон и Роберт Гук": осветить два момента -
- суть и основные вехи конфликта Ньютона с Гуком;
- как этот конфликт может характеризовать взгляды Ньютона на то, что есть научное исследование, каковы требования оно предполагает к ученому.

Источники докладчики находят сами.
Есть ссылка на фрагмент работы Имре Лакатоса, где он упоминает неприятие Ньютоном исследовательской манеры Гука и где описывается метод его работы (рассчета движения планет в солнечной системе) - http://vikent.ru/enc/1927/

3) Доклад по Галилею:

Философский и научный вклад Галилея в развитие классической механики и науки в целом. Основные отличия научного подхода Галилея от физики Аристотеля и в целом античной физической картины мира.
Источники докладчики находят сами. Если возникнут затруднения, сегодня-завтра сообщите мне об этом.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Ср окт 13, 2021 11:13 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ДОКЛАДОВ ПО ГАЛИЛЕЮ:

Доклады переносятся на следующую неделю. Я нашел хорошие источники; завтра выложу. Если кто-то сам нашел литературу, вышлите, пожалуйста, мне ссылки.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДЛЯ ДОКЛАДОВ ПО ГАЛИЛЕЮ
СообщениеДобавлено: Чт окт 14, 2021 11:20 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
I. Выкладываю найденные источники по Галилею.
1) Зубов В. П. Статья «Галилей и борьба за новую систему мира». Интерес представляет фрагмент, посвященный трактату Галилея «Диалог о двух величайших системах мира», стр. 14, со второго абзаца – стр. 16.
https://disk.yandex.ru/i/wF7iA7onwMQsag
2) Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. 3 Глава. Новая механика. С 65 страницы (по разметке, как она кликается внизу страницы). О Галилее – стр. 74 – 106. Наиболее важный фрагмент, также посвященный «Диалогу …» - стр. 86 – 93.
Ссылка на главу – https://www.rulit.me/books/nauchnaya-re ... section_17
3) Спасский Б. И. История физики. Том 1. Часть 1. Раздел «Галилей» – стр. 90 – 98. Это пока самый полезный источник.
Ссылка на него - https://disk.yandex.ru/i/IS9t1oSuZmI7Xg
Кроме раздела, посвященного Галилею, интерес представляет фрагмент, посвященный Аристотелю – стр. 52, 1-й абзац снизу – до стр 56, до 1-го абзаца снизу.
А также фрагмент, посвященный периоду схоластики, предшествовавшему началу научной революции – стр 78, 1-й абзац снизу – до стр. 82, до 2-го абзаца снизу.
Ссылка на интернет-страницу, где собраны все четыре части (и другие учебники по истории физики) – http://osnovanija.narod.ru/history.html
4) Я не смог найти в сети работу – Григорьян А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных физических понятий. (М.: АН СССР, 1962). Может, у вас получится быстрее.
II. Возможно, позже я добавлю еще пару источников. Просьба – при выполнении доклада дать оценку всем найденным источникам (моим и тем, что найдете вы сами): какие оказались наиболее полезны, какие меньше, какие можно не использовать; какие моменты они позволили осветить.
ЭТА РАБОТА БУДЕТ ОЦЕНЕНА ОТДЕЛЬНО!

III. Общая структура доклада:
1)Защита Галилеем гелиоцентрической системы и, соответственно, антитеза «двойной физике» Аристотеля (Земли и Небес).
2) Разработка основ классической механики – учение о механическом движении, закон инерции, принцип относительности, принцип независимости действия сил – и, опять же, в чем эта механика противоположна аристотелевской «динамике». По-видимому, здесь важно прежде всего различие в трактовке сил (и импетусов), равномерного и ускоренного движения, пространства и Т. П. Здесь вам должно быть виднее, чем мне. Если возможно – выстроить изложение элементов механики по степени важности.
3) Идея экспериментального метода Галилея: его новизна и отличие от подходов Аристотеля и аристотеликов; основные его части (в современной трактовке и как они обозначены у Галилея).

Подобрать примеры и цитаты из «Диалога …» и других работ Галилея.

За особо качественно выполненные доклады будет выставлена ДВОЙНАЯ оценка.

IV. Доклады на следующей неделе. У тех, у кого занятие во вторник - ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ.

И. В.

P. S. Для начала лучше всего просмотреть статью в Википедии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Добавления к докладу по Галилею
СообщениеДобавлено: Пн окт 18, 2021 4:08 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 610
Откуда: борисов игорь
Еще два источника к докладу по Галилею:

1) Григорьян А. Т., Френк А. М. Механика и физика (XVII век). Фрагмент - стр. 1 - 6. Здесь в общем виде описывается переход к механике Нового времени: от механики как техники к механике как науке; отказ от "двойной физики" (Небесной и Земной); сведение физики к механике; математизация науки и опора на эмпирический опыт.
https://disk.yandex.ru/i/iSPsHG6-Z-PUGQ

2) Оррит, Роджер Корхо. Природа описывается формулами. Галилей. Научный метод.
Посмотреть небольшие разделы - Галилей-экспериментатор, Математическая точность, Космос по Аристотелю, Центр Вселенной. Разделы легко искать по этой ссылке -
https://coollib.com/b/333450/read

Повторяю задание: Дать квалификацию источникам - тем трем, что выслал ранее, этим двум и тем, что вы найдете сами. (Устно, в рамках доклада.)

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 253 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB