НГУ http://forum.nsu.ru/ |
|
философия для III курса http://forum.nsu.ru/viewtopic.php?f=5&t=23420 |
Страница 10 из 17 |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 02, 2017 10:42 pm ] |
Заголовок сообщения: | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
I. ДЛЯ ДОКЛАДА: Аристотель. Метафизика. Книга первая. Главы первая и вторая. стр. - 23-26. (Номера страниц, как они указаны при просмотре на интерфейсе Яндекс-диска - внизу картинки.) Ссылка на яндекс-диск - https://yadi.sk/i/-NfKkWXqbfhQy Текст посвящен природе познания. Надо последовательно (как в работе Аристотеля) раскрыть содержание таких его сторон как чувства, опыт, знание, искусство (ремесло), мудрость, наука. Здесь же (глава 2) Аристотель в общем виде характеризует философию. II. ДЛЯ ВСЕХ: Читать учебник Асмуса, раздел, посвященный Аристотелю: параграфы "Критика учения Платона об "идеях" у Аристотеля", "Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием". (В издании, которое я выслал в прошлый раз, - стр. 266-288.) Также напоминаю ссылку для онлайн чтения - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... /index.php Уделить внимание таким вопросам: - Общее с Платоном в трактовке знания и понятий; - Основное отличие Аристотеля от Платона в трактовке понятий (идей); - Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона; - Что есть субстанция? - Форма и материя, действительность и возможность; соотношение этих категорий применительно к субстанции на конкретном примере; - 4 рода причин; - Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем. Часть из этих вопросов будет использована в самостоятельной по Платону и Аристотелю. И. В. igbor@ngs.ru |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 09, 2017 5:36 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
Выкладываю ссылки и материалы к домашнему заданию и докладам: 1) ДЛЯ ВСЕХ: - Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-273 и 277-284 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... /index.php - Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" - https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Роль философии, ее самоопределение в изменившихся исторических условиях (в эпоху Возрождения и Нового времени). 2. Общемировоззренческое значение открытий Коперника, Кеплера, Ньютона. 3.Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье). 4. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -) 5. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -). 6. Три основных метода научного исследования (- / -). 2) ДЛЯ ДОКЛАДА по Декарту - "Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно); http://e-libra.su/read/111411-rassuzhde ... aukax.html - Части 1-3 (акцент на частях 1-2). Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко. Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога. 3) ДЛЯ ДОКЛАДА по теме " Исаак Ньютон и Роберт Гук": осветить два момента - - суть спора и конфликта Ньютона с Гуком; - как этот конфликт может характеризовать взгляды Ньютона на то, что есть научное исследование, каковы требования оно предполагает к ученому. Источники докладчики находят сами. 4) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Фрагмент работы Фрэнсиса Бэкона - Великое восстановление наук. Новый Органон. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА. - https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJ Сысловая структура текста: С I по XXXVII афоризмы - тема идей: идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом). С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов. С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы): вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/ C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]: основные принципы новой науки; критерий полезности. Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике: виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вт окт 10, 2017 12:01 am ] |
Заголовок сообщения: | ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
Вопросы к самостоятельной по Платону и Аристотелю: 1. Картина мира по Платону. 2. Способности познания и их соответствие уровням картины мира Платона. 3. Что такое диалектика по Платону? 4. Общее у Аристотеля с Платоном в трактовке знания. 5. Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона; 6. Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем. Самостоятельные сдать к следующему занятию. И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 16, 2017 12:19 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: I. ДЛЯ ВСЕХ - 1) Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. (2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.) Глава вторая. КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА. 1. Активность познания. (Весь раздел. - по разметке страниц, которая указана внутри текста - стр. 47-69.) https://yadi.sk/i/FBdhpRAajpHZ4 2) Хрестоматия по философии, под ред. Радугина А. А. (Москва: Центр, 2001.) Тема 9. (Немецкая классическая философия. И. Кант) и Тема 13. (ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА. 13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии. И. КАНТ. 1. О различии между чистым и эмпирическим познанием). (Стр. - по моей разметке внизу - 125-128 и 247-250.) https://yadi.sk/i/xvaFon4ajpHgh ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(Скирбекк и Гилье) 2. В чем состоит "коперниковский переворот", совершенный Кантом (по его собственному заявлению)? (по Гулыге) 3. В чем отличие априорных кантовских форм от врожденных идей рационализма (по Гулыге и Хрестоматии). 4. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом). ( - / -) 5. Значение антиномий по Канту ( - / -). 6. Каково значение слова "критика" в названии работы Канта "Критика чистого разума" и почему его философия называется "критической" ( - / - , или по другим источникам). 7. Смысл термина "трансцендентальный" ( - / -). ДЛЯ ДОКЛАДА: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика. Эмпирицистская критика. Представление о причинности. Стр. 377-385. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/75.php Главный момент - критика Юмом идеи причинности. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Чт окт 19, 2017 11:14 am ] |
Заголовок сообщения: | ОБЪЯВЛЕНИЕ!!! |
ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЕ В ЧЕТВЕРГ В 14-30: занятие начнется в 15-00. И. В. 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Сб окт 21, 2017 3:21 am ] |
Заголовок сообщения: | ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
Вопросы к самостоятельной: 1. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (предмет познания и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля? 2. Значение положения философии Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. 3. Смысл термина "трансцендентальный" в философии Канта (раскрыть подробнее). 4. Каково значение слова "критика" в названии работы Канта "Критика чистого разума" и почему его философия называется "критической"? Работу принести или выслать к следующему занятию. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вт окт 24, 2017 12:52 am ] |
Заголовок сообщения: | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
ДЛЯ ВСЕХ: 1. Логический атомизм. Энц. статья. https://yadi.sk/i/9bIuO-WyjzBza 2. Логический позитивизм. Энц. статья. https://yadi.sk/i/j-Ntmw6IjzC6i 3. Зотов А. Ф. Современная западная философия. М. "Высшая школа", 2005. гл. Принцип верификации. С. 241-248. (В электронном варианте страницы - 143-147.) - http://yanko.lib.ru/books/philosoph/zot ... phil-l.pdf Есть версия в онлайне (номера страниц в этой версии - 253-261) - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... os/_10.php 4. Материалы из издания - Erkenntnis. («Познание»). Избранное.: Изд. Дом «Территория будущего», «Идея-Пресс», 2006. - https://yadi.sk/i/UaPtf0UdkBbtC Р. Карнап. Логическое построение мира. Предисловие. С. 75-78 (до "Содержания"); О. Нейрат. Протокольные предложения. С. 310-314 (до звездочек); К. Поппер. Критерий эмпирического характера теоретических систем. С. 335-338. ДЛЯ ДОКЛАДА: Выкладываю текст Б . Рассела "Факт. Вера. Истина и познание". - https://yadi.sk/d/SJVXmZX3jzJCJ Изложить суть и логику мыслей Рассела до пункта г) - Познание исключительно. Что такое "факт"; что такое "вера", каковы формы выражения веры (роль языка, слов, синтаксиса - эту последовательность способов выражения веры обозначить отчетливо, с примерами); какая бывает вера; что такое "истина", каковы формы подтверждения веры (что такое "прототип") и т. д. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 30, 2017 11:14 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
ДЛЯ ВСЕХ: Повторить текст - Зотов "Принцип верификации" (выкладывал), Читать - Реале&Антисери "Постпозитивизм" - download/file.php?id=780 Вопросы для обсуждения: 1. В чем состоит сходство в решении проблемы демаркации Поппером и верификационистами (Расселом, Карнапом и др.)? 2. В чем различается отношение к метафизике Поппера и верификационистов? 3. Критика фальсификационизма Поппера. 4. Понятие научной парадигмы Т. Куна. 5. Трактовка научной революции Куна. 6. И. Лакатос и методология программ научного исследования. ДЛЯ ДОКЛАДА: Лакатос Имре. "История науки и ее рациональные реконструкции" - https://yadi.sk/d/707oOHLFkBaBQ Раскрыть содержание 4-х методологических концепций истории науки (под пунктами A, B, C и D) - а) выделяемые в рамках каждой концепции критерии развития науки, б) какого рода научные открытия признаются в рамках этих концепций наиболее показательными для характеристики развития научных теорий в) и с какого рода проблемами (трудностями) сталкиваются эти концепции. Проблему соотношения внешней и внутренней истории ( в рамках методологии научно-исследовательских программ) - раскрыть коротко. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн ноя 06, 2017 2:05 pm ] |
Заголовок сообщения: | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
ДЛЯ ВСЕХ - Дробницкий О. Г. Научная истина и моральное добро. В книге - Дробницкий О.Г. Моральная философия (М.: 2002). Стр. 405 - 428. - https://yadi.sk/i/FggoiR_y3PSXQA ДЛЯ ДОКЛАДА - Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир. Постановка проблемы. Понятие морали. В той же самой книге. Стр. 345 - 355. Моменты, значимые для доклада: - сходство философии и морального воззрения (специфика философских категорий и связь философии с практикой); - сходство морального сознания с общемировоззренческой картиной мира (конфликт должного и сущего); - различие философии и морального воззрения; - происхождение философии и морали (границы моральной регуляции; трактовки морали - особенно те, что приведены на 352 (последний абзац) и на 353 странице; различение нравственности и морали). И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Пн ноя 06, 2017 2:16 pm ] |
Заголовок сообщения: | ДЛЯ ДОКЛАДА по Доктору Хаусу |
ДЛЯ ДОКЛАДА - По сериалу "Доктор Хаус": Книга "Хаус и философия. Все врут!" - http://www.e-reading.link/book.php?book=145193 Ориентировочные вопросы для доклада: 1. Возможные причины популярности образа д. Хауса. 2. Отношение Хауса к общепринятой и врачебной морали. 3. Есть ли что-то, что можно было бы рассматривать в качестве "морали Хауса"? - есть ли что-то, что он рассматривает в качестве такого Блага, что ставит выше себя и ради чего готов сам идти на жертвы? - если да, рассматривает ли он это в качестве принципа и нормы своего поведения? - рассматривает ли он эту норму как такую, которой должны придерживаться другие (его коллеги)? И.В. |
Автор: | borrissoff [ Вс ноя 12, 2017 3:40 pm ] |
Заголовок сообщения: | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
ДЛЯ ВСЕХ - 1. Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия" - "Примат практического разума". Стр. 44-49 (страницы указаны по моей разметке копии, которая внизу страницы). - https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK В тексте Гулыги - у кого не читается моя разметка страниц - читать стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (до рассмотрения "Идеи к всеобщей истории"). 2. Кант. И. Фрагмент из хрестоматии - "Основы метафизики нравственности" - https://yadi.sk/d/xJnUdzYBkeckV Общие вопросы для обсуждения - по Гулыге и Канту: 1. Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке. 2. Роль разума в познании и морали (регулятивная и конститутивная функции). 3. Добрая воля и чувство долга как формальный принцип воления (критерий ценности морального поступка). 4. Феноменальный и ноуменальный миры, разум, добрая воля, долг и свобода и взаимосвязь этих категорий. 5. Объективная, субъективная необходимость и понятие императива. Для какой воли не существует императивов? 6. Моральные истоки и обоснование идея Бога. САМЫЙ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС - 4-й. Вопросы по Канту: 1. Виды гипотетического императива и категорический императив: различные их характеристики (аспекты). 2. Примеры опровержения ложных максим. 3. Предметы как вещи и предметы как лица. ДЛЯ ДОКЛАДОВ 1. По Бентаму: - Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. https://yadi.sk/i/pceqJS8akQNaL Текст небольшой, даже с учетом того, что он содержит некоторые повторы. Основная задача - четко озвучить самые главные положения этической концепции Бентама ; основные аргументы в пользу своей концепции и контраргументы против других подходов, в частности взглядов Канта на мораль (хотя имя Канта прямо не указано); показать попытку Милля развить утилитаристскую концепцию Бентама. Следует также связать этическую позицию Бентама с его политическими взглядами и шире, с его политической и правовой активностью, потому что без этой связи его взгляды - как они представлены в высылаемом тексте - могут показаться чересчур примитивными. (Бентам - один из популярнейших мыслителей своего времени.) Для этого полезно будет заглянуть сюда - http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarny ... EMIYA.html 2. По Соловьеву: - Соловьев В.С. Оправдание добра. https://yadi.sk/i/PY0xM6pakQNdb В качестве дополнительного материала (не для прямого освещения в докладе, а для общего понимания) - - Гулыга А. В. Философия любви - о Соловьеве. https://yadi.sk/i/ClKFoO7D3Pcooy Основные содержательные разделы работы Соловьева: понятие добра (блага) и в особенности его формально всеобщий характер и роль разума в развитии нравственного сознания; чувство стыда как как базовое, гранитное условие морали и аргументы против утилитаристский трактовки стыда; чувство жалости (сострадания) и аргументы против материалистической его трактовки ( как обусловленного отношениями в конкретной социальной группе); чувство благоговения (преклонения) и его связь с религией; остальные моральные чувства как комбинация трех вышеуказанных (с примерами); совесть как форма развитого нравственного самосознания, роль разума в развитии такого самосознания. Вторую главу - Жалость и альтруизм - в более сжатом виде; и прежде всего характеристика - на основе базовых моральных чувств - таких категорий как альтруизм и эгоизм; радость, удовольствие и страдание; справедливость. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн ноя 20, 2017 4:17 pm ] |
Заголовок сообщения: | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ и ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
Читать работу Ницше "По ту сторону добра и зла" - Отдел Пятый: К естественной истории морали - разделы 187, 188, 195, 192, 199, 202, 203 - и Отдел Девятый: Что аристократично? - разделы 257 - 270 и 287. http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html Вопросы к обсуждению (по Девятому отделу): - Какая иерархия в душе человека соответствует внешней социальной иерархии? - В чем состоит предназначение аристократии? - Какие ценности характеризуют мораль господ? - Какие ценности характеризуют мораль рабов? - Что такое инстинкт почитания? - Почему общность людей, общение и язык препятствует развитию в людях неординарного и утонченного? - Что является признаком знатности? - В чем сущность ницшевского ИММОРАЛИЗМА? ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ: На второй половине пары слушаем доклады по Доктору Хаусу. ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ по КАНТУ: - Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке. - В чем состоит формализм кантовской трактовки доброй воли и чувства долга? - Феноменальный и ноуменальный миры и последовательная характеристика Кантом таких категорий как свобода, добрая воля, благо, долг, закон, императив, категорический императив. Крайний срок сдачи работы - 30 ноября - 1 декабря. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн ноя 27, 2017 10:39 pm ] |
Заголовок сообщения: | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Высылаю материалы по Теме - Социальная философия: 1. Барулин В. С. Социальная философия. Глава 1. Из истории социальной философии. https://yadi.sk/i/QIbllXs4m2T9P 2. Материалы по Платону и Аристотелю. https://yadi.sk/i/XJJ3B9hxm2TBc 1. ДЛЯ ВСЕХ - Барулин: параграф 1 "Социальная философия до XIX века: основные вехи философского познания природы общества и законов его развития" (стр. 1-6). Вопросы к обсуждению: - особенности рассмотрения общества и государства Платоном и Аристотелеи; - основной вклад Т. Гоббса в развитие социальной философии; - какие стороны, реалии общественной жизни становятся предметом отдельного рассмотрения (не как производное от государственных структур); - три направления, по которым изменялось понимание общественной жизни в Новое время; - вклад христианства в развитие представлений об историческом процессе; и первые 2 страницы из текста о Платоне и Аристотеле ("Греческий полис: человек в сообществе"). Вопросы к обсуждению: - общая характеристика полисной организации общества; - общий подход к рассмотрению человека и общества Платоном и Аристотелем; - особенность трактовки ими прав человека. 2. Платона (стр. 3-18) и Аристотеля (стр. 18-31) готовить раздельно по двум подгруппам: В ГРУППАХ, у которых занятие в ЧЕТВЕРГ в 14-30, Платона читают все, кто по алфавиту до Максимова Семена включительно; остальные - Аристотеля; В ГРУППАХ, у которых занятие в ЧЕТВЕРГ в 16-20, Платона читают все, кто до Неустроевой Арины; соответственно так же все другие - Аристотеля. В ГРУППАХ, у которых занятие в ПЯТНИЦУ, Платона читают все, кто до Кутенева Ивана; все другие - Аристотеля. Вопросы к тексту по Платону: - биография Платона, его политические взгляды; - учение о трех частях души и трех социальных группах; - 3 вида добродетели индивидов; - справедливость как общественная добродетель; ее определение; - формы государственного устройства; - система воспитания в идеальном государстве Платона; - аргументы в пользу особой роли "экспертов" (философов) в управлении государством; отличие их от современных экспертов; - отношение Платона к роли женщин, к семье и частной собственности; - трактовка экономики и соотношения политики и экономики Платоном. Вопросы к тексту по Аристотелю: - биография Аристотеля; - понятие этической компетенции (фронезис); - понятие индивидуального этоса и добродетели (арете); - этапы социализации по Аристотелю; - отношение Аристотеля к роли женщин, к семье и частной собственности; - отличие праксиса от пойезиса; - оценка компетентности народа и его роли в политическом процессе; - формы государственного устройства по Аристотелю; характеристика "умеренной демократии"; - трактовка блага Аристотелем и отличие ее от трактовки Платоном. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Чт ноя 30, 2017 8:12 pm ] |
Заголовок сообщения: | ОБЪЯВЛЕНИЕ!!! |
Напоминаю - в том числе тем, у кого занятие ЗАВТРА (1. XI.) - что дополнительные занятия проводятся, чтобы освободить только 21 ДЕКАБРЯ. Все остальные занятия остаются в силе (сегодняшние, завтрашние и другие). P. S. Извиняюсь перед пришедшими сегодня на занятие в 14-30 за излишнюю строгость. Но контрольная все равно будет: не хватает оценок. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пт дек 01, 2017 5:07 pm ] |
Заголовок сообщения: | ОБЪЯВЛЕНИЕ!!! ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ в ЧЕТВЕРГ в 16-20 |
Дополнительная пара - взамен пропущенной 30-го ноября (в 16-20) - будет в ПОНЕДЕЛЬНИК, 4-го декабря, в 10-50 (вторая пара). Встреча у расписания ФФ. И. В. |
Страница 10 из 17 | Часовой пояс: UTC + 7 часов |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |