НГУ
http://forum.nsu.ru/

философия для III курса
http://forum.nsu.ru/viewtopic.php?f=5&t=23420
Страница 13 из 13

Автор:  borrissoff [ Вт дек 18, 2018 11:29 am ]
Заголовок сообщения:  Материалы для докладов

Материалы для докладов:

I. Фашизм:

1. Статья «Фашизм» в Википедии.

2. Никита Быстров. «Фашизм» как идеологема. [о фашизме как ругательстве]
https://forum-msk.org/material/politic/4138179.html

3. «Альтернативы», 2008, Дискуссия "Социализм и фашизм"; общую характеристику фашизма и его отличий от социализма содержит выступление А. И. Колганова, оно в самом начале (за вступительным словом А. Бузгалина).
https://alternativy.ru/ru/node/1262

4. Галкин А. А. О фашизме – его сущности, корнях, признаках и формах проявления.
Особенно - С. 10-12.
http://istfak.sibnethost.ru/files/galkin.pdf


II. Коммунизм (в советской версии):

1. Тарасов А. Н. "Суперэтатизм и социализм"
http://scepsis.net/library/id_102.html

[Основные смысловые блоки:
- Соотношение "реального социализма" с социализмом и капитализмом;
- Общий подход к характеристике общественно-экономического строя (два основных признака для его типизации);
- Общая характеристика суперэтатизма (этатизма) и его исторические примеры;
- Достоинства суперэтатизма по сравнению с капитализмом;
- Суперэтатизм и бюрократия;
- Пролетарская революция и неудача построения социализма; причины этого;
- Действительные предпосылки для построения коммунизма (роль знания, автоматизации и компьютеризации производства, мировой интеграции, новой категории трудящихся);
- Препятствия на пути развития нового общества.]

2. Бузгалин А. В. Мутантный социализм: как противоречия возникновения СССР стали причинами его распада. В книге "СССР: Оптимистическая трагедия". Стр. 296 - 308. (В первую очередь разделы - "Ловушка XX века", "Мутантный социализм", "Уроки распада СССР".)
https://yadi.sk/d/bpHRi8PR33wkjU

И. В.

Автор:  borrissoff [ Вт дек 18, 2018 12:02 pm ]
Заголовок сообщения:  ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ

Зачет пройдет по расписанию - 27 и 28 декабря. В билете - 1 вопрос.


Вопросы к зачету:

Что такое философия? Объект и предмет философской рефлексии. Проблема смысла жизни. (По лекциям и по текстам Экклезиаста, Франка и Франкла.)
2. Платон: Учение Платона об «идеях» («видах»). Онтология (картина мира) Платона и его идея соответствия видов познания видам бытия. Понимание Платоном диалектики (По Асмусу.)
3. Аристотель: Критика Аристотелем учения Платона об "идеях". Общее с Платоном и отличия в трактовке знания и понятий. Онтология Аристотеля, учение о субстанции и причинах, форме и материи. Учение о перводвигателе. (По Асмусу.)
4. Новое время и возникновение естествознания. Естественно-научные открытия и их влияние на развитие нового мировоззрения. Проблема метода, борьба с аристотелианством, вклад Бэкона и его историческая ограниченность. Принцип cogito ergo sum Декарта и его значение для формирования субъект-объектного подхода. (По Скирбекку и Гилье.)
5. Коперниканский переворот в теории познания И. Канта. Соотношение априорных форм Канта и врожденных идей предшествовавшего рационализма. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом.) (По Канту и Гулыге.)
6. Смысл термина "трансцендентальный" применительно к философии Канта. Значение антиномий в кантовской философии. Критический характер философии Канта. (По Канту и Гулыге.)
7. Неопозитивизм XX в. Проблема демаркации. Понятие осмысленности и критерий верификации. Отношение к метафизике со стороны неопозитивистов и К. Поппера. (По Зотову; по Нейрату, Карнапу, Попперу (из журнала «Erkenntnis» – «Познание») и по справочным материалам «Логический позитивизм» и «Логический атомизм».)
8. Постпозитивизм. К. Поппер и критерий фальсификации. Т. Кун, И. Лакатос. Критика фальсификационизма Поппера, понятия научной парадигмы и исследовательской программы. (По Реале и Антисери.)
9. Моральная регламентация, ее особенности. Сходства и различия между моралью и философией. Отличие морали от нравственности (обычаев). (По Дробницкому.)
10. Этика Канта. Понятия интеллигибельного мира, свободы, доброй воли, долга и морального закона. Моральный императив и виды императивов. Отличие мира теории от мира практики. (По лекциям, Дробницкому и Гулыге.)
11. Концепция имморализма Ф. Ницше. Внешняя (социальная) и внутренняя иерархия в душе человека. Характеристика аристократизма. Мораль рабов и мораль господ. (По Ницше.)
12. Социальная мысль в Античности (Платон, Аристотель) и в Новое время (Гоббс, Руссо, Гегель). Основные направления развития социально-философской мысли от Античности к Новому времени. (По Барулину.)
13. Платон и Аристотель о политическом устройстве общества. Связь общефилософских представлений с картиной общественно-политического устройства. Понимание Платоном справедливости и прав человека. Отличия позиций Платона и Аристотеля в отношении женщины, семьи и частной собственности. Аристотель о политическом праксисе.(По лекциям и материалам выложенным 26 ноября.)
14. И. Кант: Гражданское общество как социальный идеал. Телеология Канта. Соотношение индивида и человеческого рода. Источник развития человека и общества. Государство, гражданское общество и просвещение. (По Канту – «Идея всеобщей истории».)
15. Философия Маркса и Энгельса. Сходство и отличия от позиций Гегеля и Фейербаха. Отчуждение труда и его проявления. (Мареевы.)
16. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Соотношение права (государства) и "гражданского общества. Общественное бытие и общественное сознание. Общественный базис и надстройка. (По Марксу. )

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83

Автор:  borrissoff [ Пн дек 24, 2018 2:29 pm ]
Заголовок сообщения:  ЗАЧЕТ

Начало зачета по расписанию - в Четверг, в 14-30, в ауд. 416.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83

Автор:  borrissoff [ Пт дек 28, 2018 2:57 pm ]
Заголовок сообщения:  ЗАЧЕТ и ПЕРЕСДАЧА

Извините за путаницу: 2-я сдача зачета не сегодня (28-го) по расписанию, а завтра в СУББОТУ, в 12-40 в 416 ауд. вместе с ПЕРЕСДАЧЕЙ.

И. В. 961-227-63-83

Автор:  borrissoff [ Пт янв 25, 2019 12:26 pm ]
Заголовок сообщения:  ПЕРЕСДАЧА

ПЕРЕСДАЧА 28-го января в 12-00 в 247 ауд.

И. В.

Автор:  borrissoff [ Сб сен 07, 2019 11:22 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: философия для III курса

I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/T2s4djrivAXup - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса; этимологическую характеристику языков средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник "хронологически": по тем смысловым блокам, как они присутствуют в поэме.

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

ключевые вопросы в тексте В. Франкла:

Феномен экзистенциального вакуума и его причины - Трактовка Франклом стремления к смыслу как специфической мотивации, свойственной человеку. - Отношение Франкла к статусу потребности в смысле в рамках концепции Маслоу ("пирамиды потребностей"). - Что такое самотрансценденция? - Соотношение смысла, счастья и наслаждения. Оценка наркомании и сексуальной зависимости (в контексте экзистенциальной фрустрации). Взаимосвязь сексуальности, любви и личностного начала. - Феномен интенциональности (соотношение агрессии и ненависти). Отношение Франкла к попыткам канализации и "сублимирования" агрессии. - Отношение к морализированию (в вопросах смысла жизни) и к морали. Что такое онтологизация морали? - Отличие нахождения смысла от восприятия гештальта. - Функция совести. - Проблема поиска смысла человечеством: проблемы и задачи, в которых может реализоваться этот поиск.

III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (по которым последние будут потом рассматриваться в самостоятельной работе):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-961-227-63-83

Автор:  borrissoff [ Сб сен 21, 2019 10:13 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: философия для III курса

Для тех, у кого занятие во ВТОРНИК:

I. Выкладываю папку с материалами по Теме 2:
https://yadi.sk/d/kgTE1_o7vLUND

1) Книга седьмая из "Государства" Платона - ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ДОКЛАД по нему (есть онлайн-источник - http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos07.htm)

2) Она же, сокращенная, для всех остальных (ПО ЖЕЛАНИЮ);

3) ДЛЯ ВСЕХ - Асмус В. Ф. Античная философия. Глава IV. Платон. §2. Учение Платона об «идеях» («видах») и §3. Теория познания Платона. С. 184-210 (по внутренней разметке - справа-вверху)
(Есть хороший онлайновый источник -
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ph ... /index.php )

Вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

1. Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;
2. Наивысшая идея по Платону;
3. Телеологический характер философии Платона;
4.Онтологическая картина мира;
5.Соответствие видов познания видам бытия;
6.Что такое диалектика?
7.Религиозные источники платоновском трактовки души;
8.Классификация видов познания;
9.Статус математических объектов.

II. Пояснения для докладчиков по 7 книге "Государства" Платона:

Ниже - разбивка тематического содержания 7 книги, как она дана в самом тексте (в том варианте, который я выслал; она обозначена там вставками в квадратных скобках по центру страницы). Тематическая структура может быть выражена так - пунктами и подпунктами:

1.Символ пещеры.

2. Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) и
роль этого искусства в управлении государством.

2.1. Разделы наук, направленных на познание чистого бытия.

2.1.1.Счет и число как один из разделов познания чистого бытия.

2.1.1.1. Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия.

2.1.1.2. Созерцание тождественного

2.1.1.3. Обращение души от становления к истинному бытию. Искусство счета

2.1.2. Геометрия

2.1.3. Астрономия

2.1.4. Музыка

2.2. Диалектический метод

2.2.1. Определение диалектики

3. Еще об отборе правителей и их воспитании

3.1.Возрастная градация воспитания

3.2. Справедливость воспитывается в человеке с детства

Жирным шрифтом я выделил главные смысловые акценты, которые надо сделать. Отдельно - подчеркнув - выделил тему "Диалектики", которую надо осветить в основном ключе Книги.

Основной ключ к 7 книге "Государства" (он связан с политической проблематикой всего этого диалога Платона) - это рассмотрение не только самого содержания познания ("эйдосов" (идей), видов познания, диалектики), но и того, как это связано с управлением государства и подготовкой управленческих кадров:
Символ пещеры - как введение в тему истинного познания, нацеленного не на материю и становление, а на бытие (идеи) - Искусство обращения к созерцанию идей и науки, способствующие этому обращению - Отбор человеческого материала и формирование политических мужей по стадиям.

P. S. Вот ссылка на энц. статью о диалоге "Государство"-
http://iph.ras.ru/elib/0829.html
Может быть полезна.
Рекомендую также посмотреть справочный материал по теме - диалектика.

III. Принести самостоятельную работу: ответы по 4 вопросам по трем авторам (Экклезиаст, Франк, Франкл). Обозначить (рядом со своим именем) свою подгруппу (Эккл., Франк, Франкл).

И. В.
igbor@ngs.ru

Автор:  borrissoff [ Сб сен 21, 2019 10:24 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: философия для III курса

У кого занятие в ЧЕТВЕРГ:

Слушаем доклады по Франку II и Франклу.

И. В.

Страница 13 из 13 Часовой пояс: UTC + 7 часов
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/