НГУ http://forum.nsu.ru/ |
|
философия для III курса http://forum.nsu.ru/viewtopic.php?f=5&t=23420 |
Страница 16 из 17 |
Автор: | borrissoff [ Сб окт 03, 2020 6:02 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
Выкладываю ссылки и материалы к домашнему заданию и докладам по Теме "Наука в Новое время. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт": 1) ДЛЯ ВСЕХ: - Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-273 и 277-284 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ph ... /index.php - Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" - https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Роль философии, ее самоопределение в изменившихся исторических условиях (в эпоху Возрождения и Нового времени). 2. Общемировоззренческое значение открытий Коперника, Кеплера, Ньютона. 3.Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье). 4. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -) 5. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -). 6. Три основных метода научного исследования (- / -). 2) ДЛЯ ДОКЛАДА по Декарту - "Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно); http://psylib.org.ua/books/dekar01/ - Части 1-3 (акцент на частях 1-2). Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко. Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога. 3) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ДОКЛАД по теме " Исаак Ньютон и Роберт Гук": осветить два момента - - суть спора и конфликта Ньютона с Гуком; - как этот конфликт может характеризовать взгляды Ньютона на то, что есть научное исследование, каковы требования оно предполагает к ученому. Источники докладчики находят сами. Есть ссылка на фрагмент работы Имре Лакатоса, где он упоминает неприятие Ньютоном исследовательской манеры Гука и где описывается метод его работы (рассчета движения планет в солнечной системе) - http://vikent.ru/enc/1927/ 4) ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ: Фрагмент работы Фрэнсиса Бэкона - Великое восстановление наук. Новый Органон. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА. - https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJ Сысловая структура текста: С I по XXXVII афоризмы - тема идей: идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом). С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов. С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы): вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/ C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]: основные принципы новой науки; критерий полезности. Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике: виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вт окт 06, 2020 5:46 pm ] |
Заголовок сообщения: | ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
Вопросы к самостоятельной: 1. Онтологическая картина мира и виды познания (по Платону). 2. Что такое диалектика? (по Платону) 3. Общее у Аристотеля с Платоном в трактовке знания. 4. Характеристики Перводвигателя - в той логической последовательности, как они рассматриваются и аргументируются Аристотелем (Воспроизвести кратко рассуждения Аристотеля.) Работы сдать на семинаре в ЧЕТВЕРГ. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Сб окт 10, 2020 9:56 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
I. Выкладываю ссылки по теме "И. Кант": - Скирбекк Г., Гилье Н. История философии, Глава 18. Кант - Коперниковкий переворот в философии (до "Кантовская трансцендентальная философия -учение о морали". Стр. 284-293 - по разметке в PDF-указателе страниц http://pnu.edu.ru/media/filer_public/20 ... osophy.pdf Еще одна ссылка - https://www.litmir.me/br/?b=130452&p=1 здесь кликается слева "Содержание" с Оглавлением - Хрестоматия по философии, под ред. Радугина А. А. (Москва: Центр, 2001.) Тема 9. (Немецкая классическая философия. И. Кант) и Тема 13. (ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА. 13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии. И. КАНТ. 1. О различии между чистым и эмпирическим познанием). (Стр. - по моей разметке внизу страницы - 125-128 и 247-250.) https://yadi.sk/i/xvaFon4ajpHgh Вопросы к текстам: 1. В чем состоит "коперниковский переворот", совершенный Кантом (по его собственному заявлению)? 2. В чем отличие априорных кантовских форм от врожденных идей рационализма. 3. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом). 4. Значение антиномий по Канту. 5. Каково значение слова "критика" в названии работы Канта "Критика чистого разума" и почему его философия называется "критической". 6. Смысл термина "трансцендентальный". II. ДЛЯ ДОКЛАДА ПО Д. ЮМУ: Доклад короткий - на 7 минут - Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика. По этой ссылке стр. 239-245 - по разметке в PDF-указателе страниц. http://pnu.edu.ru/media/filer_public/20 ... osophy.pdf Еще одна ссылка - https://www.litmir.me/br/?b=130452&p=1 здесь кликается слева "Содержание" с Оглавлением Главный момент - критика Юмом идеи причинности. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 19, 2020 12:21 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
ЛЯ ВСЕХ: 1. Логический атомизм. Энц. статья. https://yadi.sk/i/9bIuO-WyjzBza 2. Логический позитивизм. Энц. статья. https://yadi.sk/i/j-Ntmw6IjzC6i 3. Зотов А. Ф. Современная западная философия. М. "Высшая школа", 2005. гл. Принцип верификации. С. 241-248. (В электронном варианте страницы - 143-147.) - http://yanko.lib.ru/books/philosoph/zot ... phil-l.pdf 4. Материалы из издания - Erkenntnis. («Познание»). Избранное.: Изд. Дом «Территория будущего», «Идея-Пресс», 2006. - https://yadi.sk/i/UaPtf0UdkBbtC Р. Карнап. Логическое построение мира. Предисловие. С. 75-78 (до "Содержания"); О. Нейрат. Протокольные предложения. С. 310-314 (до звездочек); К. Поппер. Критерий эмпирического характера теоретических систем. С. 335-338. ДЛЯ ДОКЛАДА: Выкладываю текст Б . Рассела "Факт. Вера. Истина и познание". - https://yadi.sk/d/SJVXmZX3jzJCJ Как я говорил, структура текста простая: соединение фактов и веры дает знание. Вся проблема в ясности и логичности артикуляции веры. Высказывания веры должны содержать тот прототип, который может быть верифицирован фактом Изложить суть и логику мыслей Рассела до пункта г) - Познание исключительно. Что такое "факт"; что такое "вера", каковы формы выражения веры (роль языка, слов, синтаксиса - эту последовательность способов выражения веры обозначить отчетливо, с примерами); какая бывает вера; что такое "истина", каковы формы подтверждения веры (что такое "прототип") и т. д. И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 19, 2020 12:25 pm ] |
Заголовок сообщения: | ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ |
Вопросы к самостоятельной: 1. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (предмет познания и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям новоевропейской науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля? 2. Значение положения Декарта - cogito ergo sum - для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. 3. В чем состоит "коперниковский переворот", совершенный Кантом (по его собственному заявлению). 4. Смысл термина "трансцендентальный" в философии Канта? (Что такое - трансцендентальная философия?). Работы сдать на следующей неделе. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вс окт 25, 2020 1:15 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
Повторить текст - Зотов "Принцип верификации", заключительную часть, касающуюся Поппера (уже выкладывал), Читать - Реале&Антисери "Постпозитивизм" - download/file.php?id=780 Вопросы для обсуждения: 1. В чем состоит сходство в решении проблемы демаркации Поппером и верификационистами (Расселом, Карнапом и др.) - (по Зотову)? 2. В чем различается отношение к метафизике Поппера и верификационистов (по Зотову)? 3. Критика фальсификационизма Поппера. 4. Понятие научной парадигмы Т. Куна. 5. Трактовка научной революции Куна. 6. И. Лакатос и методология программ научного исследования. ДЛЯ ДОКЛАДА: Лакатос Имре. "История науки и ее рациональные реконструкции" - https://yadi.sk/d/707oOHLFkBaBQ Раскрыть содержание 4-х методологических концепций истории науки (под пунктами A, B, C и D) - а) выделяемые в рамках каждой концепции критерии развития науки, б) какого рода научные открытия признаются в рамках этих концепций наиболее показательными для характеристики развития научных теорий в) и с какого рода проблемами (трудностями) сталкиваются эти концепции. Проблему соотношения внешней и внутренней истории ( в рамках методологии научно-исследовательских программ) - раскрыть коротко. Лучше раскрыть ее по ходу освещения 4-х концепций. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн окт 26, 2020 8:23 pm ] |
Заголовок сообщения: | Ссылки для дистанционных занятий |
Выкладываю Ссылку для дистанционных занятий из здания НГУ: 1. Четверг, в 14-30 и в 16-20 (из ауд. 218) - https://meet.google.com/nbh-yxqp-ivv Это для тех, у кого семинары в 204 ауд. Остальные занятия - семинар в 10-50 во Вторник проходят в 416 ауд., где работает старая ссылка для этой аудитории. ИЗВЕСТНА ЛИ ОНА ВАМ? Сообщите, пожалуйста. И. В. igbor@ngs.ru 961-227-83-63 |
Автор: | borrissoff [ Вт окт 27, 2020 9:55 am ] |
Заголовок сообщения: | Ссылка для Вторника 10-50 |
Ссылка для подключения к онлайн трансляции во Вторник в 10-50 из 316 аудитории - https://meet.google.com/hsu-ybwn-mcg |
Автор: | borrissoff [ Вс ноя 01, 2020 1:14 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
ДЛЯ ВСЕХ: Дробницкий О. Г. Научная истина и моральное добро. В книге - Дробницкий О.Г. Моральная философия (М.: 2002). Стр. 405 - 428. - https://yadi.sk/i/FggoiR_y3PSXQA Вопросы к обсуждению: 1. Мораль и другие виды регламентации. 2. Соотношение человеческого бытия и наличного сущего. 3. Соотношение научной мысли и морального сознания. (Может ли наука дать основания моральным целям?) 4. Сходство морали с философией. 5. Отличие морали от философии. 6. Возникновение и развитие морали; отличие морали от нравственности. 7. Источники моральной рефлексии. 8. Общая характеристика морали. ДЛЯ ДОКЛАДА - Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир. Постановка проблемы. Понятие морали. В той же самой книге. Стр. 345 - 355. Моменты, значимые для доклада: - сходство философии и морального воззрения (специфика философских категорий и связь философии с практикой); - сходство морального сознания с общемировоззренческой картиной мира (конфликт должного и сущего); - различие философии и морального воззрения; - происхождение философии и морали (границы моральной регуляции; - трактовки морали - особенно те, что приведены на 352 (последний абзац) и на 353 странице (здесь важны различения морального и физического - ссылка 1 на стр. 353, и материалистической и идеалистической трактовки морали - ссылка 3 там же); - различение нравственности и морали). И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Автор: | borrissoff [ Сб ноя 07, 2020 6:13 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
I. К занятию - ДЛЯ ВСЕХ: 1. Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия" - "Примат практического разума". Стр. 44-49 (страницы указаны по моей разметке копии, которая внизу страницы). - https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK В тексте Гулыги - у кого не читается моя разметка страниц - читать стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (до рассмотрения "Идеи к всеобщей истории"). 2. Кант. И. Фрагмент из хрестоматии - "Основы метафизики нравственности" - https://yadi.sk/d/xJnUdzYBkeckV Общие вопросы для обсуждения - по Гулыге и Канту: 1. Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке. 2. Роль разума в познании и морали (регулятивная и конститутивная функции). 3. Добрая воля и чувство долга как формальный принцип воления (критерий ценности морального поступка). 4. Феноменальный и ноуменальный миры, разум, добрая воля, долг и свобода и взаимосвязь этих категорий. 5. Объективная, субъективная необходимость и понятие императива. Для какой воли не существует императивов? 6. Моральные истоки и обоснование идея Бога. Дополнительные вопросы к тексту Канту: 1. Виды гипотетического императива и категорический императив: различные их характеристики (аспекты). 2. Примеры опровержения ложных максим. 3. Предметы как вещи и предметы как лица. II. ДЛЯ ДОКЛАДА - по сериалу "Доктор Хаус": Книга "Хаус и философия. Все врут!" - https://yadi.sk/i/RkHARkfdId1y1w Ориентировочные вопросы для доклада: 1. Возможные причины популярности образа д. Хауса. 2. Отношение Хауса к общепринятой и врачебной морали. 3. Есть ли что-то, что можно было бы рассматривать в качестве "морали Хауса"? - есть ли что-то, что он рассматривает в качестве такого Блага, что ставит выше себя и ради чего готов сам идти на жертвы? - если да, рассматривает ли он это в качестве принципа и нормы своего поведения? - рассматривает ли он эту норму как такую, которой должны придерживаться другие (его коллеги)? И.В. |
Автор: | borrissoff [ Сб ноя 14, 2020 5:52 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
Читать работу Ницше "По ту сторону добра и зла" - Отдел Пятый: К естественной истории морали - разделы 186, 187, 188, 192, 195, 199, 202, 203; Отдел Девятый: Что аристократично? - разделы 257 - 270 и 287. http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html Вопросы к обсуждению: - В чем заключается положительное значение морали? (Отдел Пятый.) - Феномен "стадной морали". (Отдел Пятый.) - Какая иерархия в душе человека соответствует внешней социальной иерархии? (Отдел Девятый.) - В чем состоит предназначение аристократии? (Отдел Девятый.) - Какие ценности характеризуют мораль господ? (-/-) - Какие ценности характеризуют мораль рабов? (-/-) - Что такое инстинкт почитания? (-/-) - Почему общность людей, общение и язык препятствует развитию в людях неординарного и утонченного? (-/-) - Что является признаком знатности? (-/-) - В чем сущность ницшевского ИММОРАЛИЗМА? ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ: На второй половине пары слушаем доклад. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Пн ноя 16, 2020 10:07 pm ] |
Заголовок сообщения: | Самостоятельная по Платону и Аристотелю - ВТОРНИК |
Оценки за Самостоятельную по Платону и Аристотелю. "сл." означает СЛЭШ. Первая оценка по Платону, вторая - по Аристотелю. 1. Бахарев Георгий – 1) + …2) +/= 2. Бирючков Никита – 1)+/–сл……2) + сл. 3. Бондарчук В. – 1) +/–…2) + сл. 4. Ванданов Сергей – 1) + 5. Василенко Моисей – 1) +/– сл. 6. Войтов Даниил – 1) +/–…2) +/– 7. Галактионов М. – 2) +/– сл. 8. Герасимов Федор – 2) +/= 9. Дмитриев Вадим – 1) +/– сл……2) + 10. Дударь Максим – 1) +/– 11. Еркович Степан – 1) +/– … 2) +/= 12. Затолоцкая Юлия – 1) +/–сл. …2) +/– 13. Колодкин Василий – 1) +/–…2) +/= 14. Мартюшев Алексей – 1) +/–. 15. Петренко Михаил – 1) +/= 16. Пищев Иван – 1) +/– 17. Сайкина Татьяна – 1) +/= …2) + сл. 18. Сайфудинова Полина – 1) +/–сл. …2) + 19. Хорунженко Аркадий – 1) +/– сл. 20. Шатилов Данил – 1) +/– сл.…2) + сл. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Сб ноя 21, 2020 10:01 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
К следующему занятию Домашнего задания нет. Повторяем материалы по теме "Мораль и этика". На первой половине слушаем доклад по "Доктору Хаусу". На второй - самостоятельная. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Вс ноя 29, 2020 12:20 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
Посылаю материалы по Теме - Социальная философия: 1. Барулин В. С. Социальная философия. Глава 1. Из истории социальной философии. https://yadi.sk/i/QIbllXs4m2T9P 2. Материалы по Платону и Аристотелю. https://yadi.sk/i/XJJ3B9hxm2TBc 1. ДЛЯ ВСЕХ - Барулин: параграф 1 "Социальная философия до XIX века: основные вехи философского познания природы общества и законов его развития" (стр. 1-6). Вопросы к обсуждению: - особенности рассмотрения общества и государства Платоном и Аристотелеи; - основной вклад Т. Гоббса в развитие социальной философии; - какие стороны, реалии общественной жизни становятся предметом отдельного рассмотрения (не как производное от государственных структур); - три направления, по которым изменялось понимание общественной жизни в Новое время; - вклад христианства в развитие представлений об историческом процессе; и первые 2 страницы из текста о Платоне и Аристотеле ("Греческий полис: человек в сообществе"). Вопросы к обсуждению: - общая характеристика полисной организации общества; - общий подход к рассмотрению человека и общества Платоном и Аристотелем; - особенность трактовки ими прав человека. 2. Платона (стр. 3-18) и Аристотеля (стр. 18-31) готовить РАЗДЕЛЬНО ПО ДВУМ ПОДГРУППАМ: Платона читают все, кто по алфавиту до Максима Дударя (занятие во ВТОРНИК), Ильяса Насырова (ЧЕТВЕРГ, 14-30) и Александра Кундашкина (ЧЕТВЕРГ, 16-20) включительно; остальные - Аристотеля. Вопросы к тексту по Платону: - биография Платона, его политические взгляды; - учение о трех частях души и трех социальных группах; - 3 вида добродетели индивидов; - справедливость как общественная добродетель; ее определение; - формы государственного устройства; - система воспитания в идеальном государстве Платона; - аргументы в пользу особой роли "экспертов" (философов) в управлении государством; отличие их от современных экспертов; - отношение Платона к роли женщин, к семье и частной собственности; - трактовка экономики и соотношения политики и экономики Платоном. Вопросы к тексту по Аристотелю: - биография Аристотеля; - понятие этической компетенции (фронезис); - понятие индивидуального этоса и добродетели (арете); - этапы социализации по Аристотелю; - отношение Аристотеля к роли женщин, к семье и частной собственности; - отличие праксиса от пойезиса; - оценка компетентности народа и его роли в политическом процессе; - формы государственного устройства по Аристотелю; характеристика "умеренной демократии"; - трактовка блага Аристотелем и отличие ее от трактовки Платоном. И. В. |
Автор: | borrissoff [ Сб дек 05, 2020 8:36 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: философия для III курса |
Читать: - И. Кант "Идея всеобщей истории". https://yadi.sk/i/hysdilqRmEb2g - Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия", раздел "Примат практического разума", стр. 78-82 - как они отмечены внутри текста (начиная со слов "В 1784 г., когда увидела свет первая часть..." и до конца раздела). https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK Вопросы: - Идея целесообразности в живой природе; - Характер реализации природных задатков в человеке; - Главный источник (двигатель) развития человека; - Характеристика общества, в котором возможно достижение высшей цели человеческого развития; - Войны как цель природы; - Какие объективные требования вынуждают государства сохранять достигнутый уровень гражданских свобод и культуры? И. В. igbor@ngs.ru 961-227-63-83 |
Страница 16 из 17 | Часовой пояс: UTC + 7 часов |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |