НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Вт окт 24, 2017 6:13 pm

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 142 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Дополнение к Домашнему заданию
СообщениеДобавлено: Вс сен 20, 2015 11:20 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

- Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;

- Наивысшая идея по Платону;

- Телеологический характер философии Платона;

- Онтологическая картина мира;

- Соответствие видов познания видам бытия;

- Что такое диалектика?

- Религиозные источники платоновском трактовки души;

- Классификация видов познания;

- Статус математических объектов.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание
СообщениеДобавлено: Вс сен 27, 2015 7:02 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
I. ДЛЯ ДОКЛАДА:
Аристотель. Метафизика. Книга первая. Главы первая и вторая. стр. - 23-26. (Номера страниц, как они указаны при просмотре на интерфейсе Яндекс-диска - внизу картинки.)
Ссылка на яндекс-диск - https://yadi.sk/i/-NfKkWXqbfhQy (спасибо Никонову Федору!)


Текст посвящен природе познания. Надо последовательно (как в работе Аристотеля) раскрыть содержание таких его сторон как чувства, опыт, знание, искусство (ремесло), мудрость, наука. Здесь же (глава 2) Аристотель в общем виде характеризует философию.

II. ДЛЯ ВСЕХ:

Читать учебник Асмуса, раздел, посвященный Аристотелю: параграфы "Критика учения Платона об "идеях" у Аристотеля", "Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием". (В издании, которое я выслал, - стр. 266-288. Но подойдет любое издание.)
Уделить внимание таким вопросам:

- Общее с Платоном в трактовке знания и понятий;

- Основное отличие Аристотеля от Платона в трактовке понятий (идей);

- Соотношение "субстанции" Аристотеля и "идей" Платона;

- Что есть субстанция?

- Форма и материя, действительность и возможность; соотношение этих категорий применительно к субстанции на конкретном примере;

- 4 рода причин;

- Характеристики Перводвигателя - в той последовательности, как они рассматриваются Аристотелем;

- Виды и субстраты пространственного движения.

Часть из этих вопросов будет использована в самостоятельной по Платону и Аристотелю.

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание
СообщениеДобавлено: Вс окт 04, 2015 11:26 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Читать к четвергу дополнительно раздел "Физика и космология Аристотеля" в книге В. Ф. Асмуса -
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... /index.php

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание и Доклады
СообщениеДобавлено: Вс окт 11, 2015 6:24 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Выкладываю ссылки и материалы к домашнему заданию и докладам - к 15 октября:


1) ДЛЯ ВСЕХ:
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Стр. 256-273 и 277-284 (кроме разделов - "Биологические науки" и "Механическая картина мира и связь души и тела"); Глава 10. Раздел "Декарт - методическое сомнение и доверие разуму", стр. 310-322.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... /index.php

- Справочный материал - "Рационализм и эмпиризм" - https://yadi.sk/i/2LzsZaYYjf3MM

2) ДЛЯ ДОКЛАДА по Декарту - "Рассуждение о методе..." Части 1-4 (включительно);
http://www.philosophy2.ru/library/desca ... od/00.html

- Части 1-3 (акцент на частях 1-2).
Основные моменты: взросление Декарта; отношение к состоянию наук и философии в его время; основные соображения о методе (пришедшие во время размышлений в печи); приложение их к математике; основные правила из 3 части - очень коротко.

Часть 4. Основные моменты: принцип методического сомнения и последовательность его разворачивания (от сомнения в чувствах к сомнению относительно геометрии и т. д.); "мыслю, следовательно существую" как искомая достоверная истина; переход к идее совершенства и доказательству бога.

3) ДЛЯ ДОКЛАДА по Бэкону - Великое восстановление наук. Новый Органон. Читать АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА.
- https://yadi.sk/i/dnXIQpONjf3tJ

Структура доклада может быть привязана к основным темам, отраженным в отрывке:

С I по XXXVII афоризмы - тема идей:
идеи, опыт и логика; разновидности идей и их качество, пути формирования истины (аксиом).
С XXXIX по LXII - четыре вида призраков (идолов); в продолжение этой же темы - с LXIII по LXVIII - примеры извращений среди философов.
С LXX по CXV - о естественной философии (связанной с познанием природы):
вред, принесенный греческими философами; развенчание "древности"; критика магии, алхимии ("эмпиризма"), религиозного суеверия ("догматизма") и "рационализма"; путь движения от опыта к высшим аксиомам/
C CXVI по CXXX - о философии как "искусстве открытия" [новых знаний]:
основные принципы новой науки; критерий полезности.
Книга вторая. С II до конца - о познании причин (форм) и о новой логике:
виды причин и метод таблиц;трактовка "форм"; индуктивная логика.

То есть, где-то 5 тем. Концентрированно изложить каждую (вторую - о призраках - чуть поподробнее). Ориентироваться на продолжительность в 15 минут.

По таблицам и индуктивной логике Бэкона неплохо воспользоваться справочными материалами.


И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание
СообщениеДобавлено: Вс окт 18, 2015 10:18 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Высылаю материалы для домашнего задания -


I. ДЛЯ ВСЕХ -

1) Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Глава 15. Юм - эмпирицизм как критика. Эмпирицистская критика. Представление о причинности. Стр. 377-385.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/75.php

2) Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. (2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.) Глава вторая. КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА. 1. Активность познания. (Весь раздел. - по разметке страниц, которая указана внутри текста - стр. 47-69.)

https://yadi.sk/i/FBdhpRAajpHZ4

3) Хрестоматия по философии, под ред. Радугина А. А. (Москва: Центр, 2001.) Тема 9. (Немецкая классическая философия. И. Кант) и Тема 13.
(ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА. 13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии. И. КАНТ. 1. О различии между чистым и эмпирическим познанием). (Стр. - по моей разметке внизу - 125-128 и 247-250.)

https://yadi.sk/i/xvaFon4ajpHgh

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Основные идеи Бэкона (по Скирбекку и Гилье).
2. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (формы сущего и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?(- / -)
3. Значение положения "Мыслю, следовательно существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы. Человек как субъект ( - / -).
4. Три основных метода научного исследования (- / -).
5. В чем состоит "коперниковский переворот", совершенный Кантом (по его собственному заявлению)? (по Гулыге)
6. В чем отличие априорных кантовских форм от врожденных идей рационализма (по Гулыге и Хрестоматии).
7. Различение Кантом рассудка и разума (по предмету и характеру познания и по их роли в целом). ( - / -)
8. Значение антиномий по Канту.
9. Каково значение слова "критика" в названии работы Канта "Критика чистого разума" и почему его философия называется "критической" ( - / - , или по другим источникам).
10. Смысл термина "трансцендентальный".

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание и Доклад
СообщениеДобавлено: Пн окт 26, 2015 1:59 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ:

1. Логический атомизм. Энц. статья.
https://yadi.sk/i/9bIuO-WyjzBza

2. Логический позитивизм. Энц. статья.
https://yadi.sk/i/j-Ntmw6IjzC6i

3. Зотов А. Ф. Современная западная философия. М. "Высшая школа", 2005. гл. Принцип верификации. С. 241-248. (В электронном варианте страницы - 143-147.) -
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/zot ... phil-l.pdf

Есть версия в онлайне (номера страниц в этой версии - 253-261) -
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... os/_10.php

4. Материалы из издания - Erkenntnis. («Познание»). Избранное.: Изд. Дом «Территория будущего», «Идея-Пресс», 2006. -

https://cs7065.vk.me/c612228/u5787984/d ... tc-4EobRNo

Р. Карнап. Логическое построение мира. Предисловие. С. 75-78 (до "Содержания");

О. Нейрат. Протокольные предложения. С. 310-314 (до звездочек);

К. Поппер. Критерий эмпирического характера теоретических систем. С. 335-338.

ДЛЯ ДОКЛАДА:

Выкладываю текст Б . Рассела "Факт. Вера. Истина и познание". -

https://yadi.sk/d/SJVXmZX3jzJCJ

Изложить суть и логику мыслей Рассела до пункта г) - Познание.
Что такое "факт"; что такое "вера", каковы формы выражения веры (роль языка, слов, синтаксиса - эту последовательность способов выражения веры обозначить отчетливо, с примерами); какая бывает вера; что такое "истина", каковы формы подтверждения веры (что такое "прототип") и т. д.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание и Доклад
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2015 9:35 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
I. ДЛЯ ВСЕХ

Повторить текст - Зотов "Принцип верификации" (выкладывал),
Читать - Реале&Антисери "Постпозитивизм" - download/file.php?id=780

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема демаркации и отношение к метафизике со стороны неопозитивизма.
2. Понятие научной парадигмы Т. Куна.
3. Трактовка научной революции Куна.
4. И. Лакатос и методология программ научного исследования.

II. ДЛЯ ДОКЛАДА:

Лакатос Имре. "История науки и ее рациональные реконструкции" -
https://yadi.sk/d/707oOHLFkBaBQ

Раскрыть содержание 4-х методологических концепций истории науки (под пунктами A, B, C и D) - а) выделяемые в рамках каждой концепции критерии развития науки, б) какого рода научные открытия признаются в рамках этих концепций наиболее показательными для характеристики развития научных теорий в) и с какого рода проблемами (трудностями) сталкиваются эти концепции.
Проблему соотношения внешней и внутренней истории ( в рамках методологии научно-исследовательских программ) - раскрыть коротко.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Материалы по прошлому занятию
СообщениеДобавлено: Пн ноя 02, 2015 9:53 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Выкладываю сборник Erkenntnis - с материалами к прошлому семинару (Карнап, Нейрат, Поппер).

- https://yadi.sk/i/UaPtf0UdkBbtC

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн ноя 09, 2015 3:47 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Список вопросов, часть из которых будет использована на самостоятельной по нео- и постпозитивизму:

1. Почему неопозитивизм также имеет названия "логический эмпиризм" и "логический атомизм"?

2. Как понимается критерий осмысленности в рамках верификационизма и каково отношение верификационистов к метафизике?

3. Проблема обоснования принципа верификационизма и его критика.

4. Что общего у фальсификационистского подхода (Поппера) с верификационистским подходом?

5. Отличие фальсификационизма от верификационистского неопозитивизма.

6. С какой существенной особенностью научной мысли связан принцип фальсификационизма по Попперу?

7. Чем отличается отношение Поппера к метафизике от верификационистского отношения к ней?

8. Механизм фальсификации научной теории и логические и методологические аргументы против фальсификационизма.

9. Что такое "нормальная наука" в рамках концепции научных революций Т. Куна.

10. Критика куновской концепции.

11. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса и критерии прогрессивности и регрессивности научной программы.

И. В.
igbor@ngs.ru. 8-913-958-41-38


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание и Доклады
СообщениеДобавлено: Чт ноя 12, 2015 6:17 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
Высылаю информацию по Теме 8:

ДЛЯ ВСЕХ К 19.XI:

Дробницкий О. Г. Научная истина и моральное добро. В книге - Дробницкий О.Г. Моральная философия (М.: 2002). Стр. 405 - 428.

- https://yadi.sk/d/jCccaCOjkQMjN

ДЛЯ ДОКЛАДОВ -

1. К 19.XI:

Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир. Постановка проблемы. Понятие морали. В той же самой книге. Стр. 345 - 355.

Моменты, значимые для доклада:
- сходство философии и морального воззрения (специфика философских категорий и связь философии с практикой);
- сходство морального сознания с общемировоззренческой картиной мира (конфликт должного и сущего);
- различие философии и морального воззрения;
- происхождение философии и морали (границы моральной регуляции; трактовки морали - особенно те, что приведены на 352 (последний абзац) и на 353 странице; различение нравственности и морали).

К 26.XI:

1. По Бентаму:
Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства.
https://yadi.sk/i/pceqJS8akQNaL

Текст небольшой, даже с учетом того, что он содержит некоторые повторы. Основная задача - четко озвучить самые главные положения этической концепции Бентама ; основные аргументы в пользу своей концепции и контраргументы против других подходов, в частности взглядов Канта на мораль (хотя имя Канта прямо не указано); показать попытку Милля развить утилитаристскую концепцию Бентама.
Следует также связать этическую позицию Бентама с его политическими взглядами и шире, с его политической и правовой активностью, потому что без этой связи его взгляды - как они представлены в высылаемом тексте - могут показаться чересчур примитивными. (Бентам - один из популярнейших мыслителей своего времени.) Для этого полезно будет заглянуть сюда -
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarny ... EMIYA.html

2. По Соловьеву:
- Соловьев В.С. Оправдание добра.
https://yadi.sk/i/PY0xM6pakQNdb

В качестве дополнительного материала (не для прямого освещения в докладе, а для общего понимания) -
- Гулыга А. В. Философия любви - о Соловьеве.
https://yadi.sk/i/U43BIM1ekQNhq

Основные содержательные разделы работы Соловьева:
понятие добра (блага) и в особенности его формально всеобщий характер и роль разума в развитии нравственного сознания; чувство стыда как как базовое, гранитное условие морали и аргументы против утилитаристский трактовки стыда; чувство жалости (сострадания) и аргументы против материалистической его трактовки ( как обусловленного отношениями в конкретной социальной группе); чувство благоговения (преклонения) и его связь с религией; остальные моральные чувства как комбинация трех вышеуказанных (с примерами); совесть как форма развитого нравственного самосознания, роль разума в развитии такого самосознания.
Вторую главу - Жалость и альтруизм - в более сжатом виде; и прежде всего характеристика - на основе базовых моральных чувств - таких категорий как альтруизм и эгоизм; радость, удовольствие и страдание; справедливость.

P. S. Материалы к докладу по "Доктору Хаусу" выложу чуть позже.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Домашнее задание и Доклад
СообщениеДобавлено: Пн ноя 23, 2015 1:21 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ -

1. Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия" - "Примат практического разума". Стр. 44-49 (страницы указаны по моей разметке копии, которая внизу страницы). -

https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK

2. Кант. И. Фрагмент из хрестоматии - "Основы метафизики нравственности" -

https://yadi.sk/d/xJnUdzYBkeckV

Общие вопросы для обсуждения - по Гулыге и Канту:

1. Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке.

2. Роль разума в познании и морали (регулятивная и конститутивная функции).

3. Добрая воля и чувство долга как формальный принцип воления (критерий ценности морального поступка).

4. Феноменальный и ноуменальный миры, разум, добрая воля, долг и свобода и взаимосвязь этих категорий.

5. Объективная, субъективная необходимость и понятие императива. Для какой воли не существует императивов?

6. Моральные истоки и обоснование идея Бога.

САМЫЙ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС - 4-й.

Вопросы по Канту:

1. Виды гипотетического императива и категорический императив: различные их характеристики (аспекты).

2. Примеры опровержения ложных максим.

3. Предметы как вещи и предметы как лица.



ДЛЯ ДОКЛАДА -

3. По сериалу "Доктор Хаус" - книга "Хаус и философия. Все врут!"

Ссылка - http://www.e-reading.link/book.php?book=145193

Ориентировочные вопросы для доклада:

1. Возможные причины популярности образа д. Хауса.
2. Отношение Хауса к общепринятой и врачебной морали.
3. Есть ли что-то, что можно было бы рассматривать в качестве "морали Хауса"?
- есть ли что-то, что он рассматривает в качестве такого Блага, что ставит выше себя и ради чего готов сам идти на жертвы?
- если да, рассматривает ли он это в качестве принципа и нормы своего поведения?
- рассматривает ли он эту норму как такую, которой должны придерживаться другие (его коллеги)?

И.В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн ноя 23, 2015 4:12 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
1. Внес в предшествующее сообщение добавление - вопросы к текстам Гулыги и Канта.

2.В тексте Гулыги - у кого не читается моя разметка страниц - читать стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (до рассмотрения "Идеи к всеобщей истории").

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вт ноя 24, 2015 12:20 am 
Не в сети
Редкий гость

Зарегистрирован: Пн ноя 23, 2015 11:53 pm
Сообщения: 4
Здравствуйте! Вопрос по докладу по Доктору Хаусу. Нужно прочитать всю книгу?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вт ноя 24, 2015 12:28 am 
Не в сети
Редкий гость

Зарегистрирован: Пн ноя 23, 2015 11:53 pm
Сообщения: 4
А еще страница с книгой про Доктора Хауса периодически недоступна.

An error occurred.

Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.
Please try again later.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Ср ноя 25, 2015 1:23 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 137
Откуда: борисов игорь
AlexandraS,
книгу всю ЧИТАТЬ не надо. Достаточно ПРОРАБОТАТЬ и найти то, что надо. (Читают Пушкина))
Если останутся проблемы со скачиванием, сообщите - вышлю файл.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 142 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB