НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Вс окт 22, 2017 1:17 pm

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 141 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Вт дек 06, 2016 12:13 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Вопросы для самостоятельной по теме "Мораль" для групп, занимающихся в Пятницу:

1. В чем состоит сходство морали и философии? (Дробницкий)
2. Чем отличается мораль от нравов (обычаев)? (Дробницкий)
3. Выстроить в логическую последовательность следующие кантовские понятия – Категорический императив, Разум, Добрая воля, Благо, Закон, Долг, Свобода – и раскрыть эту логику (Гулыга, Кант).
4. Систематизировать все виды императивов и их характеристики (Кант).

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВЕДОМОСТИ
СообщениеДобавлено: Вт дек 06, 2016 12:17 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Выкладываю Ведомости с оценками за три месяца.

(Кто забыл - плюс-минус-слэш, 4+ = 5. a// - тоже.)

Четверг 14-30 - https://yadi.sk/i/xSiGZrBm32JCwV

Четверг 16-20 - https://yadi.sk/i/KyJh66Om32JD5E

Пятница 14-30 - https://yadi.sk/i/6Bp6x16I32JDAP

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 3:05 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
I. ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ В ЧЕТВЕРГ:

Выкладываю материалы:

1. Овчинников Г. К. Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra -

https://yadi.sk/d/CLgybXcv33AUA5

Читать стр. 1-14.

Вопросы к обсуждению:

- Что есть материалистическое понимание истории в рамках формационного подхода?
- В чем заключается формационная логика исторического процесса?
- Понятие "формации"; формационная характеристика капитализма; как соотносится формация и конкретные "эмпирические" общества?
- Критические аргументы против "формационного редукционизма" А. Я. Гуревича;
- Суть цивилизационного подхода по М. А. Баргу;
- Критика критических аргументов против формационного подхода;
- Три этапа эволюции понимания феномена цивилизации;
- Проблема определения "цивилизации"; общая характеристика цивилизации (автором);
- Соотношение формационного и цивилизационного подходов - пять аспектов этого соотношения;
- Производственная сфера (акцентируемая в рамках формационного подхода) и внепроизводственная (акцентируемая в рамках цивилизационного);
- Общая характеристика соотношения двух подходов Г. Макленнаном.

2. Маркс К. К критике политической экономии. - https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

Вопросы к обсуждению:

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

3. Материал о работе Освальда Шпенглера "Закат Европы" - https://yadi.sk/i/GjqrVBmHyAWQg

ДЛЯ ВСЕХ - стр. 1-7 (до "Определение цивилизации" включительно).

- Вопросы для обсуждения совпадают с заголовками разделов.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ - остальные разделы, иллюстрирующие трактовку Шпенглером конкретных культур.

II. ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЕ В ПЯТНИЦУ:

1. Читать работу И. Канта "Идея всеобщей истории".

https://yadi.sk/i/hysdilqRmEb2g

Вопросы к работе:

- Идея целесообразности в живой природе;
- Характер реализации природных задатков в человеке;
- Главный источник (двигатель) развития человека;
- Характеристика общества, в котором возможно достижение высшей цели человеческого развития;
- Войны как цель природы;
- Какие объективные требования вынуждают государства сохранять достигнутый уровень гражданских свобод и культуры?

2. Повторить материал по Аристотелю из прошлого занятия.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс дек 18, 2016 6:19 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ В ЧЕТВЕРГ -

1. АВТОМАТЫ:

14-30

Евтушок Боян 4
Камешков Олег 5
Крисанов Дмитрий 5
Мередова Марина 5
Сажина Елена 5
Фаст Семен 5
Шадрин Денис 4

16-20

Проверил работы Овчеренко С. ----- +, +/- слэш и +, +/-.

Ашкарин Иван 5
Бердюгин Антон 4
Бондаренко Александр 5
Верховод Глеб 5
Глазнев Роман 5
Глинских Анастасия 5
Гребенкина Мария 5
Козиненко Виталий 5
Лобова Ирина 4
Мельников Арсентий 5
Овчеренко Сергей 4
Парамонова Лиза 4
Попов Евгений 4
Спицына Анна 5
Чашников Евгений 5

Копии Ведомостей (без оценок Овчеренко С.) https://yadi.sk/i/FqtgKwtL33wRZB и

https://yadi.sk/i/MVDUbvzE33wRf3

2. ЗАЧЕТ в ЧЕТВЕРГ

Начало в 13-00. Встреча у расписания.

Вопросы к зачету:

1. Что такое философия? Объект и предмет философской рефлексии. Проблема смысла жизни. (По лекциям и заслушанным докладам по Экклезиасту, Франку и Франклу.)
2. Теория познания в античности: от софистов к Платону. Проблема общих понятий. Учение Платона об «идеях» («видах»). Онтология и теория познания Платона. (По Асмусу.)
3. Аристотель: Критика Аристотелем учения Платона об "идеях". Онтология Аристотеля, учение о субстанции и причинах. (По Асмусу.)
4. Новое время и возникновение естествознания. Естественно-научные открытия и их влияние на развитие нового мировоззрения. Проблема метода, борьба с аристотелианством, вклад Бэкона и его историческая ограниченность. Формирование субъект-объектного подхода. (По Скирбекку и Гилье.)
5. Теория познания в Новое время: рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бекона и Д. Юма. (По Скирбекку и Гилье.)
6. Коперниканский переворот в теории познания И. Канта. Соотношение трансцендентальных форм Канта и врожденных идей предшествовавшего рационализма. Разум и рассудок. Критический характер философии Канта. (По Канту и Гулыге.)
7. Неопозитивизм XX в. Проблема демаркации. Понятие осмысленности и критерий верификации. Отношение к метафизике. (По Зотову; по Нейрату, Карнапу, Попперу (из журнала «Erkenntnis» – «Познание») и по материалам «Логический позитивизм» и «Логический атомизм».)
8. Постпозитивизм. К. Поппер и критерий фальсификации. Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос. Критика фальсификационизма Поппера, понятия научной парадигмы и исследовательской программы. (По Реале и Антисери.)
9. Моральная регламентация, ее особенности. Сходства и различия между моралью и философией. Отличие морали от нравственности (обычаев). (По Дробницкому.)
10. Этика Канта. Понятия интеллигибельного мира, разума, доброй воли, долга и свободы, и их взаимосвязь. Моральный императив и виды императивов. (По лекциям, Дробницкому и Гулыге.)
11. Социальная мысль в Античности (Платон, Аристотель) и в Новое время (Гоббс, Руссо, Гегель). Основные направления развития социально-философской мысли от Античности к Новому времени. (По Барулину.)
12. Платон и Аристотель о политическом устройстве общества. Связь общефилософских представлений с картиной общественно-политического устройства. Понимание Платоном справедливости и прав человека. Отличия позиций Платона и Аристотеля в отношении женщины, семьи и частной собственности. Аристотель о политическом праксисе.(По лекциям и материалам выложенным 28 ноября.)
13. И. Кант: Гражданское общество как социальный идеал. Телеология Канта. Соотношение индивида и человеческого рода. Источник развития человеческих взаимодействий в обществе. Государство, гражданское общество и просвещение. (По Канту – «Идея всеобщей истории».)
14. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Общественное бытие и общественное сознание. Формационный и цивилизационный подходы. (по Марксу и Овчинникову).

И. В. igbor@ngs.ru
913-958-41-38


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс дек 18, 2016 6:35 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЕ В ПЯТНИЦУ:

Читать материалы:

1. Овчинников Г. К. Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra -

https://yadi.sk/d/CLgybXcv33AUA5

Читать стр. 1-14.

Вопросы к обсуждению:

- Что есть материалистическое понимание истории в рамках формационного подхода?
- В чем заключается формационная логика исторического процесса?
- Понятие "формации"; формационная характеристика капитализма; как соотносится формация и конкретные "эмпирические" общества?
- Критические аргументы против "формационного редукционизма" А. Я. Гуревича;
- Суть цивилизационного подхода по М. А. Баргу;
- Критика критических аргументов против формационного подхода;
- Три этапа эволюции понимания феномена цивилизации;
- Проблема определения "цивилизации"; общая характеристика цивилизации (автором);
- Соотношение формационного и цивилизационного подходов - пять аспектов этого соотношения;
- Производственная сфера (акцентируемая в рамках формационного подхода) и внепроизводственная (акцентируемая в рамках цивилизационного);
- Общая характеристика соотношения двух подходов Г. Макленнаном.

2. Маркс К. К критике политической экономии. - https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

Вопросы к обсуждению:

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

3. Материал С. Н. Иконниковой о Шпенглере - https://yadi.sk/i/VkH9aZN633wTYx

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Зачет и пересдача
СообщениеДобавлено: Пн дек 26, 2016 12:46 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
ЗАЧЕТ и ПЕРЕСДАЧА во вторник в 14-30.
Встреча у расписания.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗЗАЧЕТ и ПЕРЕСДАЧА
СообщениеДобавлено: Ср дек 28, 2016 1:54 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Зачет и Пересдача зачета завтра (29-го) в 14-30.
Встреча у расписания.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Материалы и задания для 1 занятия
СообщениеДобавлено: Вт сен 05, 2017 1:59 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
I. Подготовиться - опираясь на справочные и словарные материалы и свои соображения - к обсуждению различий термина "смысл" с терминами "истина", "благо", "суть" ("сущность"), "цель", "норма", "Значение".

II. Выкладываю материалы по Теме "Смысл жизни - Экклезиаст, Франк С., Франкл В." - https://yadi.sk/d/T2s4djrivAXup - с материалами:

1. Рижский М.И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск-1995. С. 21-49. Страницы 46-49 - примечания, в которых рассматривается древнееврейская лексика, выражающая "смысл" и "бессмысленность".
Смотрите также - "Екклесиаст" в Википедии.

Докладчикам обратить внимание на характеристику фигуры самого Экклезиаста в контексте библейского корпуса; этимологическую характеристику языков средств (с помощью которых Экклезиаст говорит о смысле и бессмысленности); на особенности отношения Экклезиаста к богу. Излагать источник "хронологически": по тем смысловым блокам, как они присутствуют в поэме.

Дополнительные ссылки на книгу Рижского - http://www.klex.ru/dft
http://www.al24.ru/pdf_kniga_10522.html


2. Франк С. Л. Смысл жизни.

Доклад I. С. 3-33 (параграфы I, II, III).

Рекомендую обратить внимание на следующие смысловые блоки в тексте Франка. (Это не план, а моменты и логика их изложения автором, которые не следует упустить. План должен строиться вокруг основного пафоса. А он касается в основном ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.)

Проблема постановки самого вопроса о смысле жизни - Значение Русской революции - Трактовки вопроса"что делать?" и отношение Франка к идее "общего дела" и к попыткам социального переустройства - Отношение Франка к будущему всеобщему счастью - Отношение к эмпирической земной жизни - Условия осмысленной жизни (разумность, разумная цель, последняя цель, высшее и абсолютное благо, благо в объективном и субъективным смысле, полнота благой жизни) - Смысл жизни и свет истины (роль сознания) - Существование Бога и жизнь в Боге.

Доклад II.

Доклад II по Франку. С. 34-54, 70-79 (параграфы IV-V и VII).
Важные моменты в этой части текста:
Бессмысленность отдельной человеческой жизни - Бессмысленность жизни человечества (отношение Франка к идее прогресса) - Слепота и хаотичность космических сил - Эмпирическая природа мира и проблема перехода от нее к вере в Бога и достижения смысла жизни - От знания о бессмысленности нашей (эмпирической) жизни к знанию о внеэмпирическом божественном бытии - Факт томления бессмысленностью жизни и его значение - Отличие существования в духовном мире от эмпирического существования - Значение искания смысла жизни - Искание смысла и творческое самоуглубление личности - Что есть подлинное дело?

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. С. 24-43.

4. ТЕМЫ семинарских занятий от Дмитрия Анатольевича Цыплакова.
https://yadi.sk/i/1gDJB06B3McDx5



III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ко всем рассматриваемым источникам (по которым последние будут потом рассматриваться в самостоятельной работе):
1. Что такое бессмыслица и смысл. Имеется ли (постигаем ли) смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла?
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Игорь Владимирович Борисов.
igbor@ngs.ru
8-913-958-41-38


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ИЗВИНЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Пт сен 08, 2017 3:31 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Приношу извинения группе 15312i.1 (у кого семинар по философии в ПЯТНИЦУ, в 14-30)
за поднятый шум. Забыл, что сам отменил сегодняшнее занятие. Я об этом уже сказал в деканате.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вт сен 12, 2017 2:19 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Обещанные замечания - ключевые вопросы в тексте В. Франкла:

1. Феномен экзистенциального вакуума и его причины.
2. Трактовка Франклом стремления к смыслу как специфической мотивации, свойственной человеку.
3. Отношение Франкла к статусу потребности в смысле в рамках концепции Маслоу ("пирамиды потребностей").
4. Что такое самотрансценденция?
5. Соотношение смысла, счастья и наслаждения. Оценка наркомании и сексуальной зависимости (в контексте экзистенциальной фрустрации). Взаимосвязь сексуальности, любви и личностного начала.
6. Феномен интенциональности (соотношение агрессии и ненависти). Отношение Франкла к попыткам канализации и "сублимирования" агрессии.
7. Отношение к морализированию (в вопросах смысла жизни) и к морали. Что такое онтологизация морали?
8. Отличие нахождения смысла от восприятия гештальта.
9. Функция совести.
10. Проблема поиска смысла человечеством: проблемы и задачи, в которых может реализоваться этот поиск.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ!!!
СообщениеДобавлено: Чт сен 14, 2017 1:36 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
ЗАНЯТИЯ БУДУТ!!!

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс сен 24, 2017 6:42 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
I. Выкладываю папку с материалами по Теме 2:
https://yadi.sk/d/kgTE1_o7vLUND

1) Книга седьмая из "Государства" Платона - ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ДОКЛАД по нему (есть онлайн-источник - http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos07.htm)

2) Она же, сокращенная, для всех остальных (ПО ЖЕЛАНИЮ);

3) ДЛЯ ВСЕХ - Асмус В. Ф. Античная философия. Глава IV. Платон. §2. Учение Платона об «идеях» («видах») и §3. Теория познания Платона. С. 184-210 (по внутренней разметке - справа-вверху)
(Есть хороший онлайновый источник -
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Phi ... /index.php

II. Пояснения для докладчиков по 7 книге "Государства" Платона:

Ниже - разбивка тематического содержания 7 книги, как она дана в самом тексте (в том варианте, который я выслал; она обозначена там вставками в квадратных скобках по центру страницы). Тематическая структура может быть выражена так - пунктами и подпунктами:

1.Символ пещеры.

2. Искусство обращения человека к созерцанию идей (эйдосов) и
роль этого искусства в управлении государством.


2.1. Разделы наук, направленных на познание чистого бытия.

2.1.1.Счет и число как один из разделов познания чистого бытия.

2.1.1.1. Рассуждение и размышление как путь познания чистого бытия.

2.1.1.2. Созерцание тождественного

2.1.1.3. Обращение души от становления к истинному бытию. Искусство счета

2.1.2. Геометрия

2.1.3. Астрономия

2.1.4. Музыка

2.2. Диалектический метод

2.2.1. Определение диалектики

3. Еще об отборе правителей и их воспитании

3.1.Возрастная градация воспитания

3.2. Справедливость воспитывается в человеке с детства

Жирным шрифтом я выделил главные смысловые акценты, которые надо сделать. Отдельно - подчеркнув - выделил тему "Диалектики", которую надо осветить в основном ключе Книги.

Основной ключ к 7 книге "Государства" (он связан с политической проблематикой всего этого диалога Платона) - это рассмотрение не только самого содержания познания ("эйдосов" (идей), видов познания, диалектики), но и того, как это связано с управлением государства и подготовкой управленческих кадров:
Символ пещеры - как введение в тему истинного познания, нацеленного не на материю и становление, а на бытие (идеи) - Искусство обращения к созерцанию идей и науки, способствующие этому обращению - Отбор человеческого материала и формирование политических мужей по стадиям.

P. S. Вот ссылка на энц. статью о диалоге "Государство"-
http://iph.ras.ru/elib/0829.html
Может быть полезна.
Рекомендую также посмотреть справочный материал по теме - диалектика.

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт сен 26, 2017 2:06 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Говорил, но надо выложить здесь:

Самостоятельную по Теме 1 лучше выполнить в табличной форме (лист А 4) - три автора и 4 вопроса по каждому автору:

1. Характеристика бессмысленности жизни и что такое смысл жизни?
2. Возможно ли счастье и как оно соотносится с поиском смысла?
3. Какова роль разума (философии) в поиске смысла? (у Франкла по этому пункту не очень ясно)
4. Как соотносятся поиск смысла жизни и участие в эмпирической деятельности (общественной, политической, научной и т. п.)?

Самостоятельную принести или выслать к следующему занятию.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вт сен 26, 2017 2:10 pm 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Напоминаю, что на семинар в ЧЕТВЕРГ, в 16-20, ходят группы 15301, 15303, 15309 и 15313.

Ну в общем, те, что были в последний раз.

И. В. 961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: по ПЛАТОНУ
СообщениеДобавлено: Чт сен 28, 2017 11:38 am 
Не в сети
Постоянный посетитель

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 136
Откуда: борисов игорь
Извините, забыл выложить вопросы к тексту Асмуса о Платоне:

- Современное понимание термина "идея" и его значение у Платона;

- Наивысшая идея по Платону;

- Телеологический характер философии Платона;

- Онтологическая картина мира;

- Соответствие видов познания видам бытия;

- Что такое диалектика?

- Религиозные источники платоновском трактовки души;

- Классификация видов познания;

- Статус математических объектов.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 141 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB