НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Пн май 27, 2019 10:41 am

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 185 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн окт 22, 2018 3:23 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
Самостоятельную по Бэкону-Декарту-Канту тем группам, у которых занятия в Четверг, сдать ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ, 1 ноября.

Вопросы к самостоятельной:

1. По каким онтологическим и гносеологическим позициям (предмет познания и способы познания) философия Бэкона не соответствует требованиям современной ему науки? В чем его позиция остается схожей с позицией Аристотеля?

2. Значение положения "Мыслю, следовательно, существую" Декарта для формирования новой субъект-объектной познавательной парадигмы.

3. Как соотносится кантовская философия с такими философскими направлениями его времени как эмпиризм и рационализм?

4. Каково значение слова "критика" в названии работы Канта "Критика чистого разума" и почему его философия называется "критической"?

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн окт 22, 2018 3:26 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ:

1. Логический атомизм. Энц. статья.
https://yadi.sk/i/9bIuO-WyjzBza

2. Логический позитивизм. Энц. статья.
https://yadi.sk/i/j-Ntmw6IjzC6i

3. Зотов А. Ф. Современная западная философия. М. "Высшая школа", 2005. гл. Принцип верификации. С. 241-248. (В электронном варианте страницы - 143-147.) -
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/zot ... phil-l.pdf

Есть версия в онлайне (номера страниц в этой версии - 253-261) -
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ph ... os/_10.php

4. Материалы из издания - Erkenntnis. («Познание»). Избранное.: Изд. Дом «Территория будущего», «Идея-Пресс», 2006. -
https://yadi.sk/i/UaPtf0UdkBbtC


Р. Карнап. Логическое построение мира. Предисловие. С. 75-78 (до "Содержания");

О. Нейрат. Протокольные предложения. С. 310-314 (до звездочек);

К. Поппер. Критерий эмпирического характера теоретических систем. С. 335-338.

ДЛЯ ДОКЛАДА:

Выкладываю текст Б . Рассела "Факт. Вера. Истина и познание". -

https://yadi.sk/d/SJVXmZX3jzJCJ

Изложить суть и логику мыслей Рассела до пункта г) - Познание исключительно.
Что такое "факт"; что такое "вера", каковы формы выражения веры (роль языка, слов, синтаксиса - эту последовательность способов выражения веры обозначить отчетливо, с примерами); какая бывает вера; что такое "истина", каковы формы подтверждения веры (что такое "прототип") и т. д.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Пн окт 22, 2018 3:30 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
Кажется, я забыл дать доклад по Б. Расселу в группах, у которых занятие в Четверг в 12-40. Если кто возьмется, свяжитесь со мной.

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн окт 29, 2018 12:49 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ:

Повторит текст Зотова группам, у которых занятие в Четверг в 12-40.
Читать - Реале&Антисери "Постпозитивизм" - download/file.php?id=780

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция фальсификационизма К. Поппера.
4. Понятие научной парадигмы Т. Куна.
5. Трактовка научной революции Куна.
6. И. Лакатос и методология программ научного исследования.

ДЛЯ ДОКЛАДА:

Лакатос Имре. "История науки и ее рациональные реконструкции" -
https://yadi.sk/d/707oOHLFkBaBQ

Раскрыть содержание 4-х методологических концепций истории науки (под пунктами A, B, C и D) - а) выделяемые в рамках каждой концепции критерии развития науки, б) какого рода научные открытия признаются в рамках этих концепций наиболее показательными для характеристики развития научных теорий в) и с какого рода проблемами (трудностями) сталкиваются эти концепции.
Проблему соотношения внешней и внутренней истории ( в рамках методологии научно-исследовательских программ) - раскрыть коротко.


И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Вт ноя 06, 2018 10:56 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПО НЕОПОЗИТИВИЗМУ:

1. Как характеризует неопозитивизм одно из его названий "логический атомизм"?

2. Концепция фальсификационизма К. Поппера.

3. Общее между верификационистами (Карнап, Нойрат и др.) и фальсификационизмом Поппера.

4. Критика фальсификационизма.

5. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса и критерий успешности теории.

Сдать через занятие.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вт ноя 06, 2018 11:02 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ -

Дробницкий О. Г. Научная истина и моральное добро. В книге - Дробницкий О.Г. Моральная философия (М.: 2002).
Стр. 405 - 428.
- https://yadi.sk/i/FggoiR_y3PSXQA


ДЛЯ ДОКЛАДА -

Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир. Постановка проблемы. Понятие морали.
В той же самой книге.
Стр. 345 - 355.

Моменты, значимые для доклада:
- сходство философии и морального воззрения (специфика философских категорий и связь философии с практикой);
- сходство морального сознания с общемировоззренческой картиной мира (конфликт должного и сущего);
- различие философии и морального воззрения;
- происхождение философии и морали (границы моральной регуляции; трактовки морали - особенно те, что приведены на 352 (последний абзац) и на 353 странице; различение нравственности и морали).


И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс ноя 11, 2018 2:37 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ДОКЛАДА - По сериалу "Доктор Хаус":

Книга "Хаус и философия. Все врут!" - http://www.e-reading.link/book.php?book=145193

Ориентировочные вопросы для доклада:

1. Возможные причины популярности образа д. Хауса.
2. Отношение Хауса к общепринятой и врачебной морали.
3. Есть ли что-то, что можно было бы рассматривать в качестве "морали Хауса"?
- есть ли что-то, что он рассматривает в качестве такого Блага, что ставит выше себя и ради чего готов сам идти на жертвы?
- если да, рассматривает ли он это в качестве принципа и нормы своего поведения?
- рассматривает ли он эту норму как такую, которой должны придерживаться другие (его коллеги)?

И.В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс ноя 11, 2018 9:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ -

1. Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия" - "Примат практического разума". Стр. 44-49 (страницы указаны по моей разметке копии, которая внизу страницы). -

https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK

В тексте Гулыги - у кого не читается моя разметка страниц - читать стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (до рассмотрения "Идеи к всеобщей истории").

2. Кант. И. Фрагмент из хрестоматии - "Основы метафизики нравственности" -

https://yadi.sk/d/xJnUdzYBkeckV

Общие вопросы для обсуждения - по Гулыге и Канту:

1. Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке.

2. Роль разума в познании и морали (регулятивная и конститутивная функции).

3. Добрая воля и чувство долга как формальный принцип воления (критерий ценности морального поступка).

4. Феноменальный и ноуменальный миры, разум, добрая воля, долг и свобода и взаимосвязь этих категорий.

5. Объективная, субъективная необходимость и понятие императива. Для какой воли не существует императивов?

6. Моральные истоки и обоснование идея Бога.

САМЫЙ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС - 4-й.

Вопросы по Канту:

1. Виды гипотетического императива и категорический императив: различные их характеристики (аспекты).

2. Примеры опровержения ложных максим.

3. Предметы как вещи и предметы как лица.

ДЛЯ ДОКЛАДА по Бентаму:

- Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства.
https://yadi.sk/i/pceqJS8akQNaL

Текст небольшой, даже с учетом того, что он содержит некоторые повторы. Основная задача - четко озвучить самые главные положения этической концепции Бентама ; основные аргументы в пользу своей концепции и контраргументы против других подходов, в частности взглядов Канта на мораль (хотя имя Канта прямо не указано); показать попытку Милля развить утилитаристскую концепцию Бентама.
Следует также связать этическую позицию Бентама с его политическими взглядами и шире, с его политической и правовой активностью, потому что без этой связи его взгляды - как они представлены в высылаемом тексте - могут показаться чересчур примитивными. (Бентам - один из популярнейших мыслителей своего времени.) Для этого полезно будет заглянуть сюда -
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarny ... EMIYA.html

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс ноя 18, 2018 8:56 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
Читать работу Ницше "По ту сторону добра и зла" -

Отдел Пятый: К естественной истории морали - разделы 186, 187, 188, 192, 195, 199, 202, 203 - и
Отдел Девятый: Что аристократично? - разделы 257 - 270 и 287.


http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html

Вопросы к обсуждению:

- В чем заключается положительное значение морали? (Отдел Пятый.)
- Феномен "стадной морали". (Отдел Пятый.)
- Какая иерархия в душе человека соответствует внешней социальной иерархии? (Отдел Девятый.)
- В чем состоит предназначение аристократии? (Отдел Девятый.)
- Какие ценности характеризуют мораль господ? (-/-)
- Какие ценности характеризуют мораль рабов? (-/-)
- Что такое инстинкт почитания? (-/-)
- Почему общность людей, общение и язык препятствует развитию в людях неординарного и утонченного? (-/-)
- Что является признаком знатности? (-/-)
- В чем сущность ницшевского ИММОРАЛИЗМА?

ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ:

На второй половине пары слушаем доклады.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ!!!
СообщениеДобавлено: Чт ноя 22, 2018 11:00 am 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ЗАНЯТИЕ В ЧЕТВЕРГ 22-ГО, В 16-20 - В 313 АУД. (Старый Главный корпус.)

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Пн ноя 26, 2018 2:06 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
ВОПРОСЫ к самостоятельной:

1. Противопоставление Кантом принципа автономии морали ее гетерономной трактовке. (По Гулыге и Канту.)
2. Добрая воля и чувство долга как ФОРМАЛЬНЫЙ критерий ценности морального поступка. (По Гулыге и Канту.)
3. Категорический императив, свобода, разум, долг, добрая воля, благо, моральный закон - расставить эти категории в той последовательности, в которой их рассматривает Кант, и коротко обосновать эту последовательность. (По Канту.)
4. Критика "стадной морали" ("морали рабов"). (По Ницше.)

2-й вопрос будет оцениваться отдельно.

Работу сдать на следующем занятии, в четверг. (Тем, у кого занятие в четверг.)

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн ноя 26, 2018 2:15 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
Материалы по Теме - Социальная философия:

1. Барулин В. С. Социальная философия. Глава 1. Из истории социальной философии.
https://yadi.sk/i/QIbllXs4m2T9P


2. Материалы по Платону и Аристотелю.
https://yadi.sk/i/XJJ3B9hxm2TBc


1. ДЛЯ ВСЕХ -

Барулин: параграф 1 "Социальная философия до XIX века: основные вехи философского познания природы общества и законов его развития" (стр. 1-6).

Вопросы к обсуждению:
- особенности рассмотрения общества и государства Платоном и Аристотелеи;
- основной вклад Т. Гоббса в развитие социальной философии;
- какие стороны, реалии общественной жизни становятся предметом отдельного рассмотрения (не как производное от государственных структур);
- три направления, по которым изменялось понимание общественной жизни в Новое время;
- вклад христианства в развитие представлений об историческом процессе;

и первые 2 страницы из текста о Платоне и Аристотеле ("Греческий полис: человек в сообществе").

Вопросы к обсуждению:
- общая характеристика полисной организации общества;
- общий подход к рассмотрению человека и общества Платоном и Аристотелем;
- особенность трактовки ими прав человека.

2. Платона (стр. 3-18) и Аристотеля (стр. 18-31) готовить раздельно по двум подгруппам:

В ГРУППАХ, у которых занятие в ЧЕТВЕРГ в 14-30, Платона читают все, кто по алфавиту до Майдана Михаила включительно; остальные - Аристотеля;
В ГРУППАХ, у которых занятие в ЧЕТВЕРГ в 16-20, Платона читают все, кто до Лялина Михаила включительно; соответственно так же все другие - Аристотеля.
В ГРУППАХ, у которых занятие в ПЯТНИЦУ, Платона читают все, кто до Кузнецовой Валентины; все другие - Аристотеля.

Вопросы к тексту по Платону:

- биография Платона, его политические взгляды;
- учение о трех частях души и трех социальных группах;
- 3 вида добродетели индивидов;
- справедливость как общественная добродетель; ее определение;
- формы государственного устройства;
- система воспитания в идеальном государстве Платона;
- аргументы в пользу особой роли "экспертов" (философов) в управлении государством; отличие их от современных экспертов;
- отношение Платона к роли женщин, к семье и частной собственности;
- трактовка экономики и соотношения политики и экономики Платоном.

Вопросы к тексту по Аристотелю:

- биография Аристотеля;
- понятие этической компетенции (фронезис);
- понятие индивидуального этоса и добродетели (арете);
- этапы социализации по Аристотелю;
- отношение Аристотеля к роли женщин, к семье и частной собственности;
- отличие праксиса от пойезиса;
- оценка компетентности народа и его роли в политическом процессе;
- формы государственного устройства по Аристотелю; характеристика "умеренной демократии";
- трактовка блага Аристотелем и отличие ее от трактовки Платоном.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2018 2:56 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
I. Повторить материалы, посвященные Платону и Аристотелю. Вопросы для обсуждения:

- Особенность трактовки ими прав человека.
- Аргументы Платона в пользу особой роли "экспертов" (философов) в управлении государством; отличие платоновских "экспертов" от современных экспертов.
- Этапы социализации по Аристотелю.
- Отличие трактовок Платона и Аристотеля а) форм государственного устройства, б) роли женщины, в) значения семьи и частной собственности.

II. Читать:
- И. Кант "Идея всеобщей истории".

https://yadi.sk/i/hysdilqRmEb2g

- Гулыга А. В. Фрагмент из книги "Немецкая классическая философия", раздел "Примат практического разума", стр. 70-78 - как они отмечены внутри текста (начиная со слов "В 1784 г., когда увидела свет первая часть..." и до конца раздела).

https://yadi.sk/i/wbRFqKQRkeciK

Вопросы:

- Идея целесообразности в живой природе;
- Характер реализации природных задатков в человеке;
- Главный источник (двигатель) развития человека;
- Характеристика общества, в котором возможно достижение высшей цели человеческого развития;
- Войны как цель природы;
- Какие объективные требования вынуждают государства сохранять достигнутый уровень гражданских свобод и культуры?

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2018 2:55 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
Вопросы к самостоятельной - для тех групп, у которых занятие в Четверг, в 14-30:


1. Идея целесообразности в живой природе и особенность реализации природных задатков в человеке.
2. Главный источник (двигатель) развития человека.
3. Какие объективные требования вынуждают государства сохранять достигнутый уровень гражданских свобод и культуры?

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: философия для III курса
СообщениеДобавлено: Вс дек 09, 2018 3:00 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 481
Откуда: борисов игорь
Читать -

1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

https://yadi.sk/i/tbSQkDBmkd9M4

- Соотношение права (государства) и "гражданского общества";
- Производительные силы и производственные отношения;
- Общественное бытие и общественное сознание;
- Причина революционных изменений; особенность буржуазных общественных отношений;
- Феномен идеологии.

2. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философия. (М.: 2003). Глава 8. "Маркс и обмирщение философии". Читать разделы 3 - 8 (до "Материалистическое понимание истории и диалектический метод" включительно).

https://yadi.sk/i/A_g2neSNkd9ah

- В чем Маркс солидаризируется с Фейербахом, выступая против Гегеля?
- В чем далее Маркс солидаризируется с Гегелем, выступая против Фейербаха?
- В чем суть отчуждения труда по Марксу?
- Характеристика Марксом "казарменного коммунизма". Что есть коммунизм?
- Материалистическое понимание истории.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 185 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13  След.

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB