К следующим занятиям:
I. РАБОТА ПО ПОДГРУППАМ: Характеристика общественных СТРУКТУР И ЭЛЕМЕНТОВ, которые способствовали реализации конкретных сценариев взаимодействия между захватчиками и покоренными народами.
1. СХЕМА:
В тех источниках, которые будут указаны ниже, найти характеристики форм и учреждений социальной организации завоевателей и покоренных народов по следующей схеме:
Культура (формы и учреждения культурной жизни - религия, искусство, идеология, школа, письменность и т.п.)
Политика (формы и учреждения политической жизни...)
Социальная организация (формы социального общежития и социальной дифференциации)
Экономика (формы экономических отношений и учреждения)
Демография и способ расселения
Хозяйство (предметы, способы и формы организации трудовой деятельности)
Наполнять и осмыслять схему лучше снизу вверх - от хозяйственной жизни к культурной.
Полученные характеристики социальных структур должны помочь в дальнейшем дать ответ на вопросы: почему и как социальная структура монголов "растворилась" в китайской; почему греки долгое время сохраняли свою социальную, политическую и культурную автономию и идентичность, а римляне романизировали галлов.
Напоминаю, что подгруппы готовят доклады. (Доклады озвучиваются одним человеком, максимум - двумя.) Подгруппа дополняет докладчика и помогает отвечать на вопросы присутствующих.
Помимо этого подгруппы готовят письменно таблицу по уровням, которые я назвал (хозяйство, демография и т. д.) "Галлы" в левой половине таблицы указывают элементы, которые присутствовали до завоевания их римлянами; в правой половине - элементы, привнесенные римлянами. "Греки" в левой половине характеризуют по уровням положение в Египте до его завоевания; в правой части - соединение египетских и греко-македонских элементов. "Монголы" в правой части характеризуют состояние монгольского общества на начало завоевания Китая; в правой части - последовательность "сценариев" обращения с завоеванной страной и причины, по которым эти "сценарии" сменялись последующими ; а также те элементы китайской цивилизации, которые они были вынуждены перенимать.
По докладам "галлов" все участвовавшие в работе семинара пишут работу: О чем говорят в римской бане два романизированных галла.
2. ИСТОЧНИКИ:
В основном это небольшие материалы, можно читать сразу несколько, те, которые идут первыми. Проблема с главой из книги Владимирцова Б. Я. "Об общественном строе монголов" (примерно 100 страниц). Надо поделить на три части. Особенно важна часть, касающаяся хозяйства и родовой структуры.
А. Римляне - Галлы
1). Романизация Галлии (словарная статья)
http://www.viewmap.org/romanizaciya-gallii/2). Романизация Галлии и кельтское наследие.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t051.shtml3) Римское гражданство
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0 ... 0%B2%D0%BE4). Белова Н. Н. Городской строй в римской галлии в первые века н. э.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/259 ... -01-02.pdf5). Роль латыни в романизации галлов
http://www.aquavitae.narod.ru/leru/leru27.htm6). Кельты и галлы (словарная статья).
http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/inde ... 0%BB%D1%8B7). Нестеров А. Г. Об одном аспекте романизации кельтской аристократии в римской галлии в I в. до н. э. - Начале III в н. э.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/234 ... 17-06-.pdf8). Белова Н. Н. О землевладении в галло-римских городах в первые два века н. э. , преимущественно по данным эпиграфики.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/262 ... -02-02.pdfОчень важно разобраться со значением цивитас, муниципализации и римского гражданства. Наиболее существенна в этом плане статья Беловой Н. Н. под номером 4). Она достаточно сложная.
Б. Греки - Египтяне
1). Завоевания Александра Македонского. Поход в Египет.
http://www.world-history.ru/events_about/768/761.html2). Свенцицкая И. С. Эллинистический Египет.
http://labyrinthos.ru/text/sventsitskay ... gipet.html3). Эллинистический Египет.
http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXXIII.htm4). Эллинистический Египет: учебное пособие
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/22 ... 6?p_page=1Кроме 5 Главы. ТАК ЖЕ ПОДЕЛИТЬ НА ТРИ ЧАСТИ - 1 и 2 главы; 3 и 4; 6.
5). Эллинизм и эллинистическая государственность
http://mmkaz.narod.ru/antiquity/lecture ... linism.htm
ССЫЛКА БИТАЯ.
6). Сущность эллинизма. Эллинистический Египет
https://collectedpapers.com.ua/ru/histo ... iy-yegipetКлючевой момент в этой теме - налоговая система и политико-административное устройство (соединение греческих и египетских элементов).
В. Монголы - Китайцы
1). Владимирцов Б.Я. - Работы по истории и этнографии монгольских народов. Глава "Общественный строй монголов в древности (XI - XIII вв.)" Стр. 328 - 417.
http://padaread.com/?book=44190&pg=333Еще одна ссылка -
https://yadi.sk/i/XP8zimgOj2P7JВ интернете есть djvu-копии этой книги.
Напоминаю, что надо поделить этот материал на трех человек.
2). Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271-1368)
http://www.razlib.ru/istorija/istorija_ ... #metkadoc33). Китай под властью монголов.
http://www.biografia.ru/arhiv/kitay10.html4). Монгольское владычество в Китае (Династия Юань).
http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2404.htmЗдесь особенно важно разобраться в феномене степной аристократии. (Момент значимый для понимания первых шагов монголов в Китае.)
ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:
- Pax Mongolica (реферативный материал из Википедии и других источников) -
https://yadi.sk/i/KAKzAW-Ij6Vse- Кузнец степной морали. (Там, где содержится описание облавной охоты монголов.)
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2664/3. Сделать ГУГЛДОК-страницу по этому формату -
https://docs.google.com/spreadsheets/d/ ... rash#gid=0Распределить между собой источники с помощью ГУГЛДОКа к первому семинару (с докладами по рису и пшенице).
На семинаре слушаем доклады по рису и пшенице и разбираем вопросы, возникшие при подготовке докладов и таблиц. На следующем семинаре заслушиваем доклады по Галлам, Грекам, Монголам и сдаем соответствующие таблицы.
II. ДОКЛАДЫ:
ИСТОЧНИК:
Том 1 "Структуры повседневности: возможное и невозможное" Фернана Броделя (М.: 1986) из его трехтомника "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.";
https://yadi.sk/i/byeDCexeumLVnЕсть онлайн-версия djvu-копии этого же издания, но чуть похуже качеством -
http://bookre.org/reader?file=650738&pg=12Есть также в библиотеке.
А. Для доклада по рису:
Выделить в материале все, что позволяет прояснить структуру связей: рис - и другие с/х культуры; рис - и животноводство; ... - и характер труда и социальной организации; ... - и торговля (снабжение); ... -и характер расселения и политико-административной организации; ... и социальное расслоение населения.
Читать с. 160-174.
Б. Для доклада "по пшенице" та же структура ответа : пшеница - и другие с/х культуры; пшеница (ячмень, рожь) - и животноводство; ... - и характер труда и социальной организации; ... - и торговля (снабжение); ... -и характер расселения и политико-административной организации; ... и социальное расслоение населения.
Поскольку текст по рису значительно проще и структура связей там представлена наглядней, рекомендую - чтоб прочувствовать эту структуру (и иметь возможность строить к ней параллель) - докладчикам познакомиться с главой "Рис". Она небольшая и легкая.
Читать с начала главы "Хлеб насущный", С.118 - 160. ОСНОВНЫЕ СТРАНИЦЫ: 122-137 и 139-144 ("Локальная и международная торговля хлебом").
Длительность докладов ~ 15-20 минут.
Борисов Игорь Владимирович
igbor@ngs.ru961-227-63-83