НГУ

Форумы НГУ
Текущее время: Пт дек 06, 2019 3:21 am

Часовой пояс: UTC + 7 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 341 ]  На страницу Пред.  1 ... 19, 20, 21, 22, 23
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс окт 13, 2019 3:21 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
I. Материалы для домашней работы по теме "Сциентизм":

1) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Введение. Проблема. - Функция разделения труда. Метод для определения этой функции. - https://yadi.sk/i/r3lZwkjJqQsnm

2) Осипов Г. Социология Эмиля Дюркгейма. Читать стр. 1-9 (до пункта "5. Общественная солидарность и разделение труда") - https://yadi.sk/i/QsV6ZuznqQsvq

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Антиметафизическая направленность сциентизма.
2. Роль социальных наук в развитии общества.
3. Значение методологического принципа – объяснять социальное через социальное.
4. Критика психологического и биологического редукционизма Дюркгеймом.
5. Смысл трактовки Дюркгеймом общества как феномена sui generis.
6. Трактовка фактов в целом.
7. Примеры работы с фактологией из работы Дюркгейма (рассматриваемые закономерности (корреляции) и используемый для их подтверждения фактический материал).
8. Понятие «социальных фактов».
9. Исследовательская проблема, которую ставит Э. Дюркгейм в работе "О разделении общественного труда".
10. Что есть функция и каково функциональное значение разделения труда в жизни общества?
11. Два вида любви-дружбы и гипотеза, выдвигаемая Дюркгеймом по аналогии с ними в отношении всего общества.
12. Почему в исследовании моральной солидарности Дюркгейм обращается к праву?
13. Как взаимосвязаны право и нравы?
14. Что является критерием различения правовых норм?
15. Какие два вида права выделяет Дюркгейм?

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Из моего Курса лекций - Вторая глава: Сциентизм. Четвертая лекция. Общая характеристика подхода. Стр. 48-64.

P. S.
ТАКЖЕ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Вот ссылка на лекцию историка Игоря Данилевского. Она интересна сама по себе, поскольку сильно корректирует расхожие представления о некоторых исторических событиях. Но она важна и как иллюстрация сциентистского подхода к наукам о человеке и обществе. В особенности ярко здесь выражен сциентистский акцент на источниковой фактологической базе. (Соответствующая категоризация источников на "цитаты", "уникальные сведения" и "верифицируемые данные", по-видимому, составляет главный методологический посыл Данилевского.)

http://m.youtube.com/watch?v=ov6msbJ5QzU

И. В.
igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ВОПРОСЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
СообщениеДобавлено: Вс окт 13, 2019 3:32 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
Вопросы к самостоятельной по Кону:

1. Критерии и стадии выделения и обособления "Я".
2. Феномен "Я" в рамках Западной и Восточной цивилизации.
3. В чем личность средневекового человека содержательно богаче и сложнее личности античного человека?

Для ответа на 3 вопрос могут пригодиться ответы на вопросы 4, 5, 6, которые были в задании к семинару по Кону.

РАБОТЫ ПРИНЕСТИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗАНЯТИЮ (ПО ДЮРКГЕЙМУ).

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс окт 20, 2019 12:56 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
К следующему занятию повторить фрагмент работы Дюркгейма - "Функция разделения труда. Метод для определения этой функции" и подготовиться к обсуждению вопросов, которые не успели рассмотреть:

8. Понятие «социальных фактов». (Этот вопрос ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРНИК И В СУББОТУ.)
9. Исследовательская проблема, которую ставит Э. Дюркгейм в работе "О разделении общественного труда".
10. Что есть функция и каково функциональное значение разделения труда в жизни общества?
11. Два вида любви-дружбы и гипотеза, выдвигаемая Дюркгеймом по аналогии с ними в отношении всего общества.
12. Почему в исследовании моральной солидарности Дюркгейм обращается к праву?
13. Как взаимосвязаны право и нравы?
14. Что является критерием различения правовых норм?
15. Какие два вида права выделяет Дюркгейм?

Новое задание:

I. Выкладываю DJVU-копию книги Дюркгейма - "О разделении общественного труда. Метод социологии". (М.: Наука, 1991) -
- https://yadi.sk/i/dWYYygAvjWFT4
Обращаю внимание на то, что бумажный вариант издания этой книги имеется в большом количестве в нашей библиотеке по гуманитарным наукам (в переходе в Лабораторный корпус).

Читать -
- фрагменты работы Дюркгейма - С. 238-245, 248-262 (причины разделения труда).
- при работе с текстом Дюркгейма можно воспользоваться Оглавлением в конце работы - С. 381- 390. В нем подробно отражена последовательность мысли Дюркгейма.
- работу Осипова Г. Социология Эмиля Дюркгейма (выкладывал ранее) - С. 9-15.

Вопросы для работы с источниками:

1. Природа «механической солидарности» и ее биологические аналогии. (Лекции, Осипов)
2. Природа «органической солидарности» и ее биологические аналогии. (Лекции, Осипов)
3. Факторы, способствующие разделению труда? (Дюркгейм, Осипов)
4. Конкуренция (по Дарвину) и разделение труда. (Дюркгейм)
5. "Ненормальные" формы разделения труда. Феномен аномии. (Осипов)

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Из моего Курса лекций - "Вторая глава: Сциентизм": "Пятая лекция. Механическая и органическая солидарность. Причины разделения труда" и "Шестая лекция. Анормальные формы. Выводы и критика" (за исключением раздела "Выводы и критика"). Стр. 64 - 83.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс окт 27, 2019 2:03 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
I. Выкладываю выборку из материалов Уварова П. Ю., посвященную направлению "социологизирующей истории", связанной с сциентистской парадигматикой
- https://yadi.sk/i/w32seSTKwXh6M

Вопросы к ней:

1) Каковы особенности социологизирующего - "социально-исторического" - подхода в исторических исследованиях, представленного такими именами и течениями как И. В. Лучицкий, "Анналы" (к этому течению примыкал Фернан Бродель - мы рассматривали его анализ культур риса и пшеницы), Франсуа Симиан, Эрнест Лабрус, Эмманюэль Ле Руа Ладюри, сам Уваров?
2) Какому подходу противостоит "социальная история"? Что является предметом исторического исследования в рамках этих подходов? И на какую фактологию они опираются?

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ видеозапись выступления П. Ю. Уварова "Париж в нотариальных актах XVI века" -
https://postnauka.ru/video/62817

II. Ницше Ф. " По ту сторону добра и зла" - Отдел Девятый "Что аристократично?", разделы 257-269 и 287.
http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.tx ... tures.html


ВОПРОСЫ к тексту:

1. Внешняя и внутренняя иерархия.

2. В чем проявлялась порча нравов французской аристократии накануне Французской революции?

3. Смысл существования "аристократии".

4. Черты морали господ.

5. Черты морали рабов.

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс ноя 03, 2019 1:43 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
К семинару читать:

1. Кузьмина Т. А. Анри Бергсон.
https://yadi.sk/i/SBMmy3EvrELb2

2. Гайденко П. П. Бергсон. БСЭ.
https://yadi.sk/i/s9WgQmW4rELZL

3. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.
Стр. 214 - 224 - до раздела "II. Типы мировоззрения в религии, поэзии и литературе".

https://yadi.sk/i/XtcBMPMSjz5QW

4. Зинченко Ю. Г. Ценностная проблематика в иррационалистической философии. (Акцент на части статьи - до Фрейда включительно.)

https://yadi.sk/i/qXosPMDOjz5U4

ВОПРОСЫ к обсуждению:

БЕРГСОН:

1. Определение философии жизни.

2. Критика Бергсоном естественно-научного детерминизма.

3. Взаимосвязь рассматриваемой предметной реальности и интуитивного подхода.

4. Критика естественно-научного подхода.

5. Отличие описательного подхода от естественно-научного объяснения.

6. Трактовка социального; открытая и закрытая мораль.

7. Причины элитаристской направленности философии Бергмона.

ДИЛЬТЕЙ:

1. Что такое жизнь?

2. Что такое жизненный опыт и объективация?

3. Какие факторы определяют эмпирическую картину исследуемой реальности?

4. Что такое отношение к жизни?

5. Структура мировоззрения и последовательность его формирования.
Что такое смысл в структуре мировоззрения?

ЗИНЧЕНКО:

1. Отличие нового подхода (иррационалистического) к рассмотрению личности от предшествующего.

2. Трактовка духовной реальности Дильтеем, Ницше, Фрейдом.

3. Трактовка ценности Дильтеем и Ницше.

4. Подход к рассмотрению явлений "внешнего мира" Фрейдом.

ПО ЗИНЧЕНКО БУДЕТ МИКРОГРУППОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, поэтому захватите с собой гаджеты с экраном покрупнее.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Вересаев В. В. Живая жизнь. - https://yadi.sk/d/5LeGF09k3P49Fu

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт ноя 07, 2019 10:18 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ДОКЛАДА выкладываю текст книги И. И. Виноградова "Искусство. Истина. Реализм" -

https://docviewer.yandex.ru/view/135570 ... YzfQ%3D%3D

Глава "Реальные судьбы идей".

ДОКЛАД НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ.


Структура текста:

Самая существенная часть – на стр. 10– 44.

– Проблема – в формулировке Станислава Лема: Есть ли причинная связь между фашизмом и ницшеанством. – На стр. 10
– обоснование отсутствия этой связи:
1) Не Гитлер и Ницше придумали жестокости деспотии и геноцида
2) Философ, а не чернь и люмпены могут судить автономную мысль философа.
Сюда можно перенести аргументы в оправдание Ницше, которые приводит Томас Манн – из раздела «Нет никакого ницшеанства!» (который ближе к концу текста).

"Кто же прав?"

– Полемика вокруг Лифшица:
– Позиция Лифшица: тезис о наличии связи всего модернизма в целом со становлением фашизма;
– Возражение Померанца: ...
– Вывод: Имеет ли сфера идей и образов отношение к общественной жизни?

"Сказка о свече и погребе"

– Против тезиса об отделенности друг от друга мира идей и мира политики:
– политики сами настойчиво продвигают нужные идеи, нужный дух – важность активной идеологической работы и ее содержание :
ФИЛОСОФСКИЕ идеи модернизма – …...

– Возражение: но это все действие вульгарной фашистской пропаганды на вульгарные массы! (Это лишь хамское истолкование идей модернизма фашистами.)
Ответ: Хорошо, посмотрим, что происходило в «утонченном мире умозрений»…

"К вопросу о черни и тысячелетней истории тирании"

– К мифу о «лавочниках»: характеристика действительного социального состава фашистского движения (роль студенчества и университетов).

– Возражение: турки, резали армян, не читая Ницше, и переход к новому аспекту.
– Ответ: Фашизм связан не с иррационализмом вообще, а со СПЕЦИФИЧЕСКИМ иррационализмом XX века.

"При чем или не причем интуиция Бергсона?"

ВОПРОС: Сыграло ли роль в приходе нацистов к власти то реальное соотношение социальных сил, которое существовало в Германии? (Какую роль сыграло распространение модернизма и, в частности, философии Ницше на возможность сопротивления фашизму образованной публики?)
– Место и роль германской интеллигенции 20–30-х гг.:
– ее политические симпатии.
Откуда замороченность и затмение умов у этой интеллигенции?
Ответ: Повальное увлечение иррационалистической новейшей философией и художественным модернизмом в формировании той идейной атмосферы, которая была благоприятна для восприятия и принятия идеологии и практики нацизма.
– новые Идеи и Ценности модернизма – …..
– как связаны модернистский вирус «дерзкого неразумия» и ПРАКТИЧЕСКОЕ фашистское движение - …

"Нет никакого ницшеанства!"

Вопрос-возражение: Но есть ли цельная философская система Ницше, или в ней есть только «акценты»?
– Томас Манн о Ницше:
– 1) об отделении его от толпы; об эстетизме в первую очередь – Это можно вынести в начало как аргумент в защиту Ницше.
2) о цельности его философии
3) о «центральном ядре ницшеанства» и о его «смертельных врагах» (сознании, науке и морали).

//Этот раздел – он составляет 8 страниц – поджать.//

"Реальные судьбы идей"

– Тезис-возражение: Эстетический идеал Ницше неотделим от аристократизма и элитарной возвышенности духа.
– Опровержение: …..
Ужать этот раздел до короткого опровержения этого тезиса.

"Некоторые выводы"

Этот раздел можно опустить.

P.S. Добавляю схему студента, по которой он сделал доклад в прошлом году. Она построена на главных оппозициях: аргумент в защиту Ницше - контраргумент Виноградова:

1. Нет связи между идеями и реальностью (политики) - Нацисты активно распространяли свои идеи;
2. Чернь понимает газеты, а не Ницше - Действительная опора нацистов не чернь, а военные, студенты, интеллигенция;
3. Иррационализм существовал всегда, а нацизм - феномен XX века - Речь не об иррационализме вообще, а об иррационализме XX века; повальное увлечение в это время модернизмом;
4. Есть отдельные мысли Ницше и нет такого целостного явления как ницшеанство - Ницшеанство существует и его ядро - жизнь, которой противостоят разум, наука, мораль;
5. Ницше свойственен аристократизм, а нацисты - плебеи - Нацисты так не считали; реальность корректирует идеи (нужно различать идеи, которые в целом озвучивает философ, и те из них, которые действительно могут быть применены в действительности; за них он и несет ответственность).

И. В.
igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс ноя 10, 2019 3:12 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
ДЛЯ ВСЕХ:

Выкладываю материалы, которые иллюстрируют то, как идеи философского иррационализма работают в сфере ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.
Шпенглер О. Фрагменты работы "Закат Европы". - https://yadi.sk/i/GjqrVBmHyAWQg
(Одна из самых модных книг в истории философии.)

Читать все кроме -
"Культура как осуществление своей души", "Определение
"цивилизации"" [читать только первые два абзаца]; "Характеристики
арабской магической души"; "Характеристики индийской
души".

Подготовиться к обсуждению вопросов:

1. Отношение Шпенглера к идее всемирной истории.

2. Жизненный цикл культур.

3. Соотношение культуры и цивилизации.

4. Культура как особая реальность и культурный символизм как то, через что культура "схватывается", прочувствуется.

5. Понятие стиля (габитуса) культуры.

Особенное внимание уделить двум следующим вопросам:

1. Главный прасимвол античной (аполлоновской) и западноевропейской (фаустовской) души; связь, коннотации (смысловые связи) прасимвола с "физиогномическими" (внешними, символическими) проявлениями, "овеществлениями" античной и западноевропейской души.

2. Собрать максимальный перечень оппозиций (противоположностей) в которых находятся проявления античной и западноевропейской души. Например: в восприятии времени, пространства, бога (богов), музыки, человеческого тела, города, геометрии и т. д.

Необходимо наработать обзоры соответствующих связей, соответствий, противоположностей по максимально широкому перечню пунктов. И одновременно дать им максимально целостное истолкование с точки зрения главных символов.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Иконникова С. Н. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры -

https://yadi.sk/i/VkH9aZN633wTYx

ПО ДОКЛАДАМ:

Доклад по Виноградову должен быть обстоятельным, примерно на 30-40 минут.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ОБЪЯВЛЕНИЕ - ДЛЯ МИХАИЛА КОРОТИЧА
СообщениеДобавлено: Вс ноя 10, 2019 3:21 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
Забыл дать доклад по Виноградову (Ницше и фашизм) в СУББОТНЕЙ группе.

Михаил Коротич, не возьметесь?

И. В. igbor@ngs.ru
961-227-63-83


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс ноя 17, 2019 2:16 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
Читать к занятию -

1. П.П. Гайденко "Исходные принципы социологической теории М. Вебера" (из книги - Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991). Стр. 28-44. -

https://yadi.sk/i/cGig53_rkBcon

Вопросы к обсуждению:

1). В чем суть компромиссного подхода М. Вебера?
2). Философы, оказавшие влияние на Вебера. Отношение его к Марксу.
3). Два способа различения естественных и социально-гуманитарных наук. Интуитивистское деление на "науки о природе" и "науки о духе".
4). В чем Вебер солидарен с интуитивизмом и в чем расходится с ним? Его отношение к психоанализу.
5). Неокантианское деление на "науки о природе" и "науки о культуре". В чем суть неокантианского подхода, представленного Г. Риккертом, и в чем его преемственность с подходом Канта?
6). Сходство позиций Вебера и Риккерта. Процедура отнесения к ценности, двоякое ее значение - с точки зрения ее связи с онтологией и гносеологией (как она обеспечивает общезначимость научных утверждений).
7). По каким пунктам расходятся Вебер и Риккерт в трактовке ценностей.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

Курс лекций (выкладывал раньше) - Четвертая глава: Компромиссный подход. (На примере М. Вебера.) Лекция десятая. Теоретические источники и проблема обоснования социально-гуманитарных наук. Стр. 137-151.

И. В. igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн ноя 25, 2019 2:14 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
Читать к занятию:

I. П. П. Гайденко, "Исходные принципы социологической теории М. Вебера" (из книги - Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991). (Высылал ранее.) стр. 44-61.

II. Раздел "Типологические понятия как орудия научного исследования" (из книги Марии Оссовской "Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали". М. 1987).
https://yadi.sk/d/tNQVdMhUzeJnS

III. Энц. статья "Идеальный тип" -
https://yadi.sk/i/yYSI4iMuzeKtW

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

- Внеэмпирический источник идеальной типической конструкции.
- Идеально-типическая конструкция как логическое средство познания действительности.
- Идеально-типическая конструкция как средство исследования своеобразия социально-исторических процессов и явлений.
- Характер реальности, исследуемой при помощи ИТК.
- Общенаучные различия классифицирующих и типологизирующих понятий: по способу упорядочивания действительности и по формальным признакам.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ:

I. Фрагмент из текста моего курса - "Лекция одиннадцатая. Идеальная типическая конструкция.
Концепция социального действия", стр. 151-160.


II. Оссовская М. "Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали";
часть книги "Буржуазная мораль" - Глава VI. Пуританские секты и буржуазная этика в развитии капитализма нового времени. 2. Роль религиозного фактора в формировании этоса буржуа Нового времени. а) Взгляды М. Вебера. - посвящена анализу работы и подхода Макса Вебера.

https://yadi.sk/i/LCzPvf9HkQXCv

И. В. igbor@ngs.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс дек 01, 2019 2:03 pm 
Не в сети
Опытный автор

Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 7:24 pm
Сообщения: 532
Откуда: борисов игорь
I. Читать к занятию -

Фрагмент работы Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" -
https://yadi.sk/i/OToHn6MJkfRoN

Вопросы к обсуждению:

1). Проблема определения "духа капитализма".
2). Основные характеристики «духа капитализма» Вебером, в той последовательности, как они вводятся в его работе.
3). Аргументы Вебера против марксистской ("историко-материалистической") трактовки роли общественного сознания в формировании капитализма.
4). Чем отличается авантюристический дух наживы от «духа капитализма»?
5). Что такое "этос" по Веберу.
6). С чем сталкивается дух капитализма в начале своего становления?
7). Значение пуританской этики для развития капитализма.

II. ДЛЯ ДОКЛАДА -

Забаев И. В. "Протестантская этика и дух капитализма": "критики" веберовский гипотезы 30-60-х гг. XX столетия.
https://yadi.sk/i/hduHDR_p3Q6QcF

Этапы и аспекты критики представлены хорошо самим автором. Единственное - занимающую у него большое место версию "эразминианства" представить очень коротко или вообще не излагать.

III. На занятии будет проведена самостоятельная по Веберу. (Включая его работу "Протестантская этика и дух капитализма".)


P. S. !!!!!

Я, кажется, забыл дать доклад в группах, у которых занятие во Вторник.

Если дал, сообщите, пожалуйста до завтра.

И. В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 341 ]  На страницу Пред.  1 ... 19, 20, 21, 22, 23

Часовой пояс: UTC + 7 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB